Шринивас Ачарья |
Хотелось бы поговорить о том, как человеку необходимо развивать свою духовную жизнь. Еда, сон, совокупление, оборона – процессы общие для человека и животного. Но что должно отличать первого от второго? Стремление практиковать духовную жизнь и желание достичь Господа. Наши писания побуждают к этому.
Карма, гьяна, йога и тапасья не дают результатов бхакти, но бхакти дает результаты кармы, гьяны, йоги и тапасьи и не зависит от них. Так, освобождение, даруемое гьяной, приобретается и в результате практики бхакти. Писания четко говорят, что бхакти независимо, но и очень просто. В Кали-югу оно заключается в повторении святых имен.
В этот век у людей есть много недостатков. У животных их нет, но у них нет и знания. Они просто живут ведомые своим инстинктом. Но мы — люди, и нам необходимо контролировать свои чувства, чтобы не совершать оскорблений. Не надо уподобляться животным, сводя жизнь к сну, еде, обороне и совокуплению. Кали-юга, в которую мы живем, обладает одним очень хорошим свойством. В чем оно заключается? Когда мы повторяем святые имена, все нежелательные качества покидают наше сердце, и мы можем обрести чистое преданное служение Господу. Потому что в эту эпоху Господь вложил всю Свою силу в святые имена. Кто же откажется повторять их и практиковать преданное служение? Это ведь так просто.
В Сатья-югу люди предавались тяжелым аскезам, подолгу пребывая в медитациях. В Трета-югу они совершали огненные жертвоприношения. Господь Рамачандра также очень часто совершал их. Муни и риши следовали этому процессу, повторяя: «Сваха! Сваха!», и кидая в огонь нужные ингредиенты. А возможно ли такое в Кали-югу?
Посмотрите, сейчас нет никакого огня, но тем не менее в помещении очень жарко. Работает вентилятор, открыты окна, и все равно очень жарко. Это мы еще огонь не развели. Начали бы ягью — все бы разбежались. Это не значит, что никто не может сейчас делать подобных жертвоприношений. Нет, они совершаются, но не по тем стандартам, как раньше. В Двапара-югу люди совершали поклонение Господу. В Кали-югу также практикуется поклонение Господу, но это не так легко. Если совершать его как положено, то оно займет все время с утра до вечера. Не так-то просто поклоняться Божествам. Иногда бывает так, что вы даже забываете захватить Их с собой. Машина уже трогается, а вы вспоминаете, что забыли Их. Так ведь? Вроде вы и следите за Божествами, но иногда в путешествии можете забыть о Них. А еще, бывает, некоторые забывают делать подношения Божествам. Поэтому писания говорят, что Кали-юга не подходит для такого метода поклонения как арчана. Это не говорит о том, что я вас отговариваю поклоняться Божествам. Нет, поклоняйтесь.
Нама-санкиртана, садху-санга, бхагавата-шравана, мадхура-васа, шри муртира шраддхая-севана. Если мы будем совершать пять этих процессов, то Господь прольет на нас милость. Кто дает милость в эту Кали-югу? Махапрабху. Не Кришна. Поэтому, если вы хотите получить милость Господа Чайтаньи Махапрабху, вы должны слушать катху о Махапрабху. Кто хочет получить милость Чайтаньи Махапрабху? Хари бол! Все хотят. Хотя мы поклоняемся Божествам в Кали-югу, мы делаем это несовершенным образом. Но на самом деле все очень просто:
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
Никаких особенных требований. Утром я говорил: «Просто оставьте плохие вещи и контролируйте свой язык». Понимаете, это очень важно: никогда не критикуйте никого и повторяйте Харе Кришна. Если вы будете воспевать святые имена, то достигнете чистого преданного служения, потому что Господь вложил всю Свою силу в святые имена. Бхакти проявится в вашем сердце, а вместе с ней придут три вещи: гьяна, вайрагья и склонность служить садху, Гуру и Кришне.
Если вы практикуете преданное служение Господу, то к вам придет сева-вритти, желание служить. Это первая характеристика преданного служения. А вторая характеристика – это гьяна, знание. Какого рода знание придет? Тат-па-дартха гьяна, твам-падартха гьяна и джива-брахма-айкья-гьяна. Тат-па-дартха-гьяна – это знание о Господе, о Сваям-Бхагаване, о том, что Он является Верховной Личностью Бога. Кто такой Сваям-Бхагаван? Кришна. Об этом говорится в «Шримад-Бхагаватам». Кришнас ту бхагаван свайам. Далее, твам-падартха-гьяна – это знание о нашей душе. Что такое душа? Душа – это неотъемлемая частица Господа. Выучите эту шлоку из «Бхагавад-гиты»: мамаивамшо джива-локе джива-бхутах санатанах (Бхагавад-гита, 15.7)
Господь говорит, что все живые существа – Его частицы. Вы не тело, вы душа. И благодаря тому, что в вашем теле есть душа, ваше тело может жить и функционировать. Тело подобно одежде. Когда одежда изнашивается, мы меняем ее. Таким же образом, когда наше тело стареет, мы оставляем его и берем новое. Это можно сравнить с тем, как листва опадает с дерева, давая место новой растительности. Подобно этому, человек меняет тела. Так устроен этот материальный мир. Когда вы постареете, вы оставите это тело и возьмете новое, затем снова оставите старое тело и снова получите новое. Но душа, атма, трансцендентна. Благодаря ей есть жизнь в человеческом теле и есть отождествление, что мы люди, женщины, мужчины и т.д. Это означает, что каждую новую жизнь мы меняем тело. Но душа остается той же, она никогда не меняется, ибо трансцендентна и вечна. Душа никогда не умирает и не принимает рождение.
на джайате мрийате ва кадачин
найам бхутва бхавита ва на бхуйах
аджо нитйах шашвато 'йам пурано
на ханйате ханйамане шарире
(Бхагавад-гита, 2.20)
[«Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело».]
Кто принимает рождение? Тело, но не душа. Поэтому шастры говорят: необходимо получать знание о своей душе, атме. Это называется атма-таттва-гьяна. Первое, что мы говорили? Бхагавата-таттва-гьяна – знание о Господе. Второе, знание о душе. И третье: джива-брахма-айкья-гьяна. Это учение имперсонализма. Его нужно отвергнуть. Имперсоналисты говорят: «Я есть Брахман».
Ты не есть Брахман! Ты неотъемлемая частица Господа! Вечный слуга Кришны! Если вы практикуете бхакти, к вам придут три вида знания, а также сева-вритти – тенденция совершать служение. А третье – это вайрагья, отречение. Оно также придет как спутник бхакти. Понимаете, придет вайрагья. В чем она заключается? В следующем понимании: «Я не принадлежу этому материальному миру. Я принадлежу Гуру и Вайшнавам».
Вы не бразильцы, не индусы и не американцы. Вы жители Голоки Вриндаваны. О чем вы думаете? Что вы бразильцы? Нет, вы не бразильцы. Если вы практикуете бхакти, то к вам придет вайрагья, отречение. Я расскажу вам одну очень милую историю.
Однажды царский сын, его невеста и их гости справляли свадьбу. Вся церемония была очень пышной и нарядной. Великолепно украшенные и счастливые новобрачные шли впереди, а за ними тянулась вереница поющих, пляшущих и играющих на всевозможных музыкальных инструментах гостей. За церемонией наблюдал сидящий под деревом садху. Указав на молодоженов, он сказал собравшимся около него преданным: «О! Посмотрите на этих глупцов! Они собираются прыгнуть в огонь и празднуют по этому поводу. Сейчас все их родные и близкие ликуют от радости, но, когда жених и невеста прыгнут в огонь, они начнут их оплакивать. Эти молодые подобны двум кобрам, жалящим друг друга».
Жених, который оказался близко к Шринивасу Ачарье (именно так звали того садху), услышал его слова и остановился. Он сказал: «Почему я прыгаю в огонь? Почему меня должна жалить кобра? Я отказываюсь жениться и остаюсь здесь!» Затем он снял с себя все украшения и предался лотосным стопам Шриниваса Ачарьи.
Так действует бхакти. Проявившись в сердце человека, она делает его отреченным. Он думает: «Почему я должен прыгать в этот огонь? Почему меня должны жалить кобры?» Но, если бхакти не проявится, то человек готов прыгнуть в огонь. Понимаете это? Рамачандра Кавирадж полностью предался Шринивасу Ачарье, и принял его своим Гуру.
Как-то раз Шринивас Ачарья замер и не подавал признаков жизни. В течение семи дней его тело не шевелилось, и многие подумали, что он покинул свое тело. Однако в это время появился Нароттама дас Тхакур, один из учеников Шрилы Дживы Госвамипада, в чьи ряды также входят Шринивас и Шьямананда, являющиеся возвышенными личностями. Нароттама дас Тхакур сказал: «Нет, он не оставил свое тело, а находится в состоянии транса, самадхи. Позовите его ученика, Рамачандру Кавираджа».
Когда Рамачандра Кавирадж прибыл, он обнаружил, что его Гуру находится в состоянии самадхи, и сказал: «Я приведу своего Гуру обратно, для этого мне нужно войти в транс. Никто не должен касаться моего тела и тела моего Гуру в это время.» Затем он сел напротив своего учителя и начал медитировать. В своей медитации Рамачандра Кавирадж достиг Голоки Вриндаваны. Там он увидел красивую Ямуну, цветущие лотосы, пение птиц, павлинов, раскрывших свои хвосты, и много красивых деревьев вдоль берега реки. Вода была кристально чистой и лазурной. Он увидел, как Шримати Радхика и все Ее сакхи, включая Рупу Манджари и Рати Манджари, купались в Ямуне, а затем заметил своего Гурудева Шриниваса Ачарью.
Рамачандра Кавирадж спросил: «О Гурудев, что ты здесь делаешь? Все ждут тебя. Что случилось?» Шринивас Ачарья ответил: «Шримати Радхарани потеряла Свою носовую серьгу, и все сакхи ищут ее, но не могут найти». Тогда Рамачандра Кавирадж обещал найти серьгу и погрузился в воды Ямуны. Он нашел серьгу в центре цветка лотоса на дне реки. Рамачандра Кавирадж взял ее и вручил своему Гуру, а Шринивас Ачарья передал ее своему Гуру Гопалу Бхатте Госвами. Гопала Бхатта Госвами вручил ее Рупе Госвамипаду, Рупа Госвами передал ее Лалите, а Лалита надела на Шримати Радхарани.
Радхика обрадовалась и спросила: «Кто нашел эту серьгу?» Лалита-деви ответила: «Вот эта новенькая манджари. Она нашла ее». Радхарани возликовала и благословила Рамачандру Кавираджа и всю гуру-варгу. Затем Рамачандра Кавирадж обратился к своему учителю: «Гурудев, давай вернемся», и они вернулись в материальный мир.
Рамачандра Кавирадж ки джай! Шринивас Ачарья ки джай! Нароттама дас Тхакур ки джай!
Рамачандра санга маге нароттама даса. Нароттама дас Тхакур всегда стремится обрести общение с Рамачандрой Кавираджем.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Бразилия, 5 декабря 2017