Лакшми-деви не понимала сути вражда-премы. Она хотела войти в танец раса, но Кришна сказал ей, что это невозможно. Поэтому она принялась совершать суровые аскезы во Вриндаване, чтобы получить возможность танцевать на раса-ятре.
Увидев аскезы Своей спутницы, Кришна пришел к ней и спросил: «О, Лакшми-деви, чего ты хочешь?»
– Я хочу войти в танец раса, подобно гопи.
– Это невозможно, потому что ты не подходишь по критериям.
– А каковы они?
– Ты находишься в настроении благоговения, а гопи – в настроении сладостной любви, мадхурьи.
– Но я все равно хочу принять участие в этой лиле!
–Тогда ты должна кое-что сделать. Во-первых, тебе нужно оставить свой брахмани-абхиман, то есть отождествление себя с тем, что ты являешься супругой брахмана. Также ты должна принять рождение во Врадже из лона гопи. Кроме того, тебе следует научиться доить коров и формировать лепешки из навоза.
– О нет! Это невозможно! Как я вообще могу прикоснуться к коровьему помету? Я же брахмани и царица Вайкунтхи! У меня есть так много служанок, которые могут это сделать.
– Но это еще не все. Ты должна выйти замуж за гопа.
– Что? Я же супруга Нараяны.
Богиня Лакшми окружена служанками, которые день и ночь работают на нее, а у враджа-гопи нет ни единой прислужницы. Они одеты очень просто, а убранство Лакшми-деви роскошно. Она носит одежды из дорогих шелков, тисненых золотом. Как такая личность может попасть во Врадж и стать гопи?
Порой у людей бывает по двести пар обуви и ворох одежды. Можно подумать, что они владеют собственным магазином, но нет. Это их гардероб. На каждый случай – отдельный комплект, даже для того, чтобы поплавать в бассейне или посетить туалет. Такие люди называют туалет «комнатой отдыха». Посмотрите, если в материальном мире есть столько богатства, то, что говорить о Лакшми-деви? А теперь взгляните на враджа-гопи. Может парочка сари у них найдется, а обуви и вовсе нет, щеголяют босиком. Поэтому Лакшми-деви сказала Кришне:
– Нет-нет, я не хочу принимать рождение из лона гопи.
– Есть еще кое-что, – продолжил Кришна. – Выйдя замуж за гопа, ты должна будешь скрывать от него, что встречаешься со Мной, и только тогда сможешь войти в танец раса.
– Это просто невозможно, – заключила Лакшми-деви.
Однако таковы правила, и надо их принять, если хотите участвовать в раса-лиле. О чем поет Бхактивинода Тхакур?
декхите декхите, бхулибо ва кабе, ниджа-стхула-паричойа
найане херибо, враджа-пура-шобха, нитйа чид-анандамойа (1)
[«Когда я перестану отождествлять себя с материальным телом, моему взору откроется несказанная красота Враджа — обители, где все исполнено вечного духовного блаженства».]
вришабхану-пуре, джанама лоибо, йавате виваха ха’бе
враджа-гопи-бхава, хоибе свабхава, ано-бхава на рохибе (2)
[«Я появлюсь на свет в городе Махараджи Вришабхану, выйду замуж в Явате и приобрету нрав и наклонности юной враджа-гопи».]
ниджа сиддха-деха, ниджа сиддха-нама, ниджа-рупа-сва-васана
радха-крипа-бале, лобхибо ва кабе, кришна-према-пракарана (3)
[«Когда же по милости Радхи я обрету свою сиддха-деху, узнаю свое вечное имя, облик и одежды? Когда же я обрету кришна-прему?»]
йамуна-салила, ахаране гийа, буджхибо йугала-раса
према-мугдха хо’йе, пагалини-прайа, гаибо радхара йаша (4)
[«Однажды, идя за водой на Ямуну, я постигну тонкости любовных отношений Божественной Четы. И тогда в безумии премы я стану громко петь во славу Радхики.»]
Итак, я рассказал, что Лакшми-деви не хочет жить по правилам Враджа. Она не желает подчиняться Шримати Радхике. Но наши писания говорят, что, если вы не будете находиться под руководством Радхарани, то никогда не сможете достичь Враджендра-нанданы Шьямасундары. Даже если вам удастся достичь уровня Лакшми-деви, Рукмини и Сатьябхамы, не предавшись Шримати Радхике, вы не сможете приблизиться к Кришне. Таков процесс. Лакшми-деви не хочет служить Кришне под руководством гопи, а особенно Шримати Радхики, и поэтому доступ в танец раса для нее закрыт.
Шри Шримад БВ Вана Махарадж
Берлин, 21 мая 2018