Я бы хотел рассказать вам одну историю. Как-то раз корова щипала мягкую и сочную траву и так увлеклась, что не заметила, как забрела в лес, в вязкую болотную трясину. Она погрузилась в нее и не могла выбраться. Тут ее заметил тигр. Увидев беспомощность коровы, он прыгнул за ней. Животных разделяло лишь несколько метров.
Оказавшись в болоте, тигр уже предвкушал как будет лакомиться своей добычей, но тоже завяз, не в состоянии пошевелиться. Мимо проходил деревенский житель. Увидев животных, он начал обдумывать, как спасти корову. Затем он обвязал ее веревками и вытащил из болота. Корова была спасена, но никто не собирался оказывать помощь тигру. Кто бы решился подойти к этому свирепому зверю? Итак, для тигра все закончилось плачевно. Через несколько дней, ослабленный от жажды и голода, он оставил тело.
Какова мораль этой истории? Тигр – враг, а корова – друг всех живых существ. Поэтому, закономерно то, что все будут помогать корове, но никто не станет помогать тигру. Отсюда вывод, что нужно помогать тому, кто является другом, и избегать того, кто является врагом, критикуя и осуждая вас. Такова квалификация мадхьямы-адхикари, преданного среднего уровня.
Каково определение этого преданного?
ишваре тад-адхинешу
балишешу двишатсу ча
према-майтри-крипопекша
йах кароти са мадхйамах
(Шримад-Бхагаватам, 11.2.46)
[«Мадхьямой-адхикари именуется тот, кто любит Кришну, поддерживает дружеские отношения с Его преданными, милосерден к людям, не знающим о бхакти, и безразличен к тем, кто враждебно относится к Господу и Его преданным».]
Выучите эту шлоку. У преданного среднего уровня, мадхьямы-адхикари, есть четыре качества. Первое качество описано в данной шлоке словами ишваре тад-адхинешу. Мадхьяма-адхикари погружен в Ишвару, Бхагавана (Верховную Личность Бога), у него есть према, но в данном стихе под премой подразумевается асакти, глубокая привязанность к Богу. У мадхьямы-адхикари не может быть проявлена према, т.к. человеческое тело не способно выдержать ее симптомов. Према проявляется лишь у уттамы-адхикари, преданного высшего уровня, и при ее проявлении он в скорости оставляет свое тело. Наши писания объясняют это. Итак, под употребленным в этом стихе словом према подразумевается асакти, глубокая привязанность к Богу.
Второе качество преданного среднего уровня описано в стихе словом майтри. Это означает, что преданный данного уровня строит дружеские отношения с вечными спутниками Кришны и со всеми преданными, и эта дружба делится на три категории: майтри-юкта-майтри, крипа-юкта-майтри и сева-юкта-майтри. Майтри-юкта-майтри означает дружить с преданными, которые находятся на том же уровне, что и он сам, крипа-юкта-майтри – раздавать милость младшим, и сева-юкта-майтри – служить старшим.
Третье качество преданного среднего уровня передается в этом стихе словом балишешу. Это означает, что такой преданный дает милость простосердечным, бесхитростным людям, не умеющим отличать плохое от хорошего. Это также называется крипа.
И четвертое качество преданного среднего уровня выражено здесь словом упекша. Преданный избегает или игнорирует тех, кто враждебно относится к бхакти, критикует и оскорбляет Гуру и Вайшнавов.
Шрила Бхактивинода Тхакур поет в бенгальской песне:
вайшнава чаритра, сарвада павитра
йей нинде химса кори
бхактивинода, на самбхасе таре
тхаке сада мауна дхори
Перевод песни таков: «Шуддха-вайшнавы, чистые преданные Господа очень чисты. Я никогда не буду говорить с теми, кто враждебно настроен по отношению к Вайшнавам или Гуру. Я буду хранить полное молчание в присутствии таких людей».
Вернемся к истории о корове и тигре. Корова – наш друг, дающий нам молоко. Она – наша мать. Мать кормит ребенка грудным молоком, и корова поддерживает всех живых существ своим молоком. Веды называют корову мата, т.е. «мать». Коровы берут начало от Сурабхи, и сам Кришна защищает их. Одна из сладостных пранама-мантр Кришне звучит следующим образом:
намо брахманья-девая
го-брахмана-хитая ча
джагаддхитая кришная
говиндая намо намах
[«Я выражаю свое почтение Господу Кришне, которому поклоняются все брахманы, благожелателю коров и брахманов и вечному благодетелю всего мира. Я снова и снова выражаю свое почтение Личности Бога, которого называют Кришной и Говиндой».]
Когда Кришна был мальчиком 5-6 лет, Он решил, что должен начать пасти коров. Нанда и Яшода отговаривали Его, говоря, что этим могут заняться их слуги. Но Кришна возражал: «Нет, Я родился в семье вайшьев, пастухов, и это моя предписанная обязанность».
В Ведах описывается кастовая система, которая говорит о том, что у каждого человека есть предписанные обязанности, соответствующие его природе. Поэтому Кришна, будучи членом семьи вайшьев, был намерен пасти коров. Но отец, Нанда Махарадж, отговаривал Его: «Коровы ходят везде, и их копыта не испытывают боли. Как же Ты будешь идти за ними, наступая босыми ногами на камни и колючки?» Кришна упрямился: «Нет, Я родился в годжати, семье пастухов, и поэтому должен пасти коров». Нанда Махарадж отвечал Ему: «Хорошо, только, пожалуйста, надень обувь и возьми зонтик». Но Кришна возражал: «Как Я могу идти в обуви за коровами, которые являются нашими Божествами и матерями? Я надену обувь, если вы обуете всех коров, и возьму зонтик, если вы прикрепите зонтики к спинам всех коров!»
Что за условие выдвинул Кришна? Потребовалась бы целая обувная фабрика чтобы обуть девятьсот тысяч коров Нанды Махараджа! Также было просто нереально прикрепить к коровам огромное количество зонтиков, которые очень быстро сломались бы в густых лесных зарослях. Поэтому Кришна пас коров во Вриндаване босым и без зонтика.
Итак, Кришна выражает Свое почтение коровам. Одно из Его имен – Говинда. Го значит «корова», винда значит «блаженство». Говинда – Тот, кто приносит счастье коровам. У имени Говинда есть много значений. Го также означает «чувства». Поэтому Говинда – это Тот, кто дарит счастье всем существам во Вриндаване: коровам, брахманам, гопи и т.д. Коровы – наши друзья. Деревенские жители защищают коров, но никто не хочет защищать тигров и препятствовать их смерти.
Подобно деревенским жителям, умеющим отличать друзей от врагов, преданный среднего уровня мадхьяма-адхикари обладает способностью различать людей по их качествам, но уттама-адхикари не имеет такой способности. Во всем он видит лишь своего иштадева. Сквозь призму своего настроения он видит, что все живые существа служат его иштадеву. Каково определение уттамы-адхикари? Бхагават бхава атма.
Туласи дас говорит: «Я предлагаю свои поклоны повсюду, ибо повсюду вижу только Ситу и Раму». А что говорит Господь Чайтанья Махапрабху? Чайтанья Махапрабху, путешествуя по Южной Индии, целиком погружен в высочайшее настроение. Он смотрит на маленькую горошину и думает, что это Гирирадж Говардхан. Он не замечает ничего вокруг, потому что Его сердце погружено в Кришну. То же происходит и со Шримати Радхикой. Куда бы Она ни пошла, Она повсюду видит Кришну и погружена в Него без остатка. Шримати Радхика видит Его и внутри себя, и снаружи. Что бы Она ни увидела, все побуждает Ее памятовать о Кришне.
Итак, Кришна совершает сладостные лилы в пещерах Гирирадж Говардхана. А Чайтанья Махапрабху, смотря на маленькую горошину, думает, что это Гирирадж Говардхан. Глядя на мелкую речушку, Он думает, что это Ямуна и памятует о сладостных играх Кришны в Ямуне. [Гурудев поет «Шри Ямунаштаку»].
Почему я говорю об этом? Потому что таковы признаки уттамы-адхикари. Все увиденное и услышанное побуждает его памятовать о его Божестве. Он видит, что все живые существа служат его иштадеву в соответствии с его собственным настроением. Например, уттама-уттама-махабхагавата Нарада Риши видит, как все кругом служат его иштадеву. Он не думает, что Камса – враг Кришны, но полагает, что Камса служит Кришне, только в противоположном смысле. И поэтому Нарада Риши множество раз приходит в Матхуру, чтобы встретится с ним. Нараду Риши называют гуруджи, джагат-гуру, т.е. всеобщим гуру. Несмотря на то, что Камса враждебно настроен, он выражает почтение Нараде Риши, а тот очень умен и знает, как сделать так, чтобы Камса поспособствовал лиле Кришны. Это значит, что уттама-адхикари не обращает внимания на внешние вещи. В его сердце проявляется очень много уддипанов, стимулов.
Уттама-бхагавата, увидев красивую молодую девушку, думает, что это гопи и погружается в настроение Вриндавана. Он видит, как гопи всячески служат Кришне, как одевают прекрасные наряды для кришна-севы, видит их глаза, напоминающие по форме рыбок. По этой причине их называют минакши. Мин означает «рыба», акша означает «глаз». А кто является изначальной Минакши? Шримати Радхика, глаза которой как плавающие рыбки.
Однажды один преданный спросил меня: «А если уттама-бхагавата увидит некрасивую девушку, какие уддипаны придут в его сердце?» «Он подумает о Путане или Кубдже» – ответил я. Путана была очень страшной. Ее волосы были подобны пламени. В «Шримад-Бхагаватам» Шукадева Госвамипад описывал Парикшиту Махараджу насколько уродливой была эта демоница, убивающая младенцев и высасывающая их кровь, и насколько гадкий запах исходил от ее тела.
Как будет пахнуть от человека, употребляющего лук и чеснок? Если вы родились в семье преданных, то наверняка не пробовали эти продукты. Но ведь среди вас могут быть и те, кто ел все подряд, прежде чем стал преданным. Так вот. Изо рта тех, кто ест лук и чеснок, исходит отталкивающий запах, равно как и от тела того, кто употребляет алкоголь.
Прошлой ночью, когда мы возвращались домой с программы, дверь в дом была закрыта, у нас не было ключей, и мы ждали. Один пьяница подошел к нам, и я увидел, что его глаза налиты кровью. Его язык заплетался. Я немного испугался, ведь у пьяницы нет рассудка, и он может сделать все, что угодно. Он начал что-то говорить, а я отошел от него в сторонку и быстренько заскочил в холл. Я действовал быстро, потому что испугался. Нитьянанда Прабху тоже пытался уйти от пьяницы, но тот ударил Его по голове. Помните случай с Мадхаем? Я вспомнил эту лилу и сразу запрыгнул в холл.
Преданные: Тот пьяница был уддипаном, заставляющим вас вспомнить о гаура-лиле.
Гурудев: Да, Кришна устроил это.
Итак, к уттаме-бхагавате постоянно приходят какие-то стимулы, заставляющие его памятовать об играх Радхи и Кришны. Он не видит ничего внешнего. Что бы ни предстало его взору, оно напоминает ему кришна-лилу. Увидев лес, он думает, что это лес Вриндавана, и все игры Вриндавана начинают проявляться в его сердце. Что касается мадхьямы-адхикари, у него есть знание писаний и умение различать, кто есть кто. Но каништха-адхикари глупец. Он еще ничего не понимает. У каништхи-адхикари есть немного веры в его Тхакурджи, но она очень слабая. Стоит появиться какой-то проблеме, и он без колебаний может выбросить свое Божество.
Всегда стремитесь быть мадхьямой-адхикари. Постепенно вы обретете этот уровень. Слушайте хари-катху, совершайте бхаджан, углубляйте садхану, учите шлоки шастр.
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Бразилия, 13 июля 2017