Сегодня я говорил о Вамшивате. Это то место, где Кришна играл на флейте, сидя на верхушке дерева баньян. Расакхан описывает это в своем бхаджане. Во Вриндаване произрастает множество деревьев баньян, но Вамшиват особенно знаменит, потому что в нем Кришна созвал всех гопи Своей удивительной игрой на флейте. Шрила Шукадева Госвамипад описывает в «Шримад-Бхагаватам» как все гопи выбежали из своих домов, устремляясь к Кришне:
нишамйа гйтам тад ананга-вардханам
враджа-стрийах кршна-грхйта-манасах
аджагмур анйонйам алакшитодйамах
са йатра канто джава-лола-кундалах
(Шримад-Б.хагаватам, 10.29.4)
[«Когда девушки Вриндавана услышали песнь флейты Кришны, пробуждающую любовь, их умы устремились к Господу. Поодиночке, не ведая о том, что другие тоже делают это, они бросились к тому месту, где ждал их возлюбленный, и на бегу серьги в их ушах раскачивались взад и вперед».]
Во Вриндаване существует множество Вамшиватов – один есть на берегу Ямуны, где Кришна совершил шарадия-расу. Может быть, через несколько дней мы туда отправимся. Затем мы посетим Вамшиват, который находится между Нандагаоном и Варшаной. И, также, сегодня мы были в месте Бхандирват. Там тоже есть Вамшиват и проявлено очень сильное настроение разлуки – вираха-бхава.
Как я уже сказал, один очень близкий ученик Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады Джанардана Махарадж, совершая Враджа-мандала парикраму, постоянно приходил в это место и лил слезы, воспевая имена Шримати Радхики. Он взывал: «Ха, Вришабхану Нандини!», и катался в пыли Враджа. Будучи в преклонном возрасте, он совершал парикраму босиком. Мы видели, как кровь сочилась из его стоп, но он продолжал идти.
Итак, как я уже сказал – когда Кришна оставил Вриндаван, Он пришел в Матхуру, а затем отправился в Дварака-пури. В то время гопи чувствовали сильнейшую разлуку с Ним. Эти события описываются в «Шримад-Бхагаватам, «Бхрамара-гите» и других писаниях. Шридам, брат Шримати Радхики, был очень близким другом Кришны. Он не мог стерпеть разлуки с Ним и пришел в Вамшиват. Там Шридам ожидал, когда же Кришна вернется из Матхуры или Двараки. «Шри Бхакти-ратнакара» повествует о том, как Кришна оставил Вриндаван, затем Матхуру, после Матхуры Он отправился в Дварака-пури, позднее на Курукшетру, и вновь вернулся в Дварака-пури. Из Дварака-пури Кришна пришел в Матхуру, убив там демона Дантавакру. После расправы над демоном, Кришна пересек Ямуну и пришел во Вриндаван, встретившись со всеми враджаваси. Он провел танец раса со Шримати Радхикой и другими гопи. Затем Говинда взял всех Своих спутников и отправился на Голоку Вриндавану. Эта таттва описывается в различных Пуранах.
Как повествует «Шримад-Бхагаватам», Кришна не мог вернуться из Матхуры во Вриндаван. Почему? Потому, что Он ушел из этого материального мира, завершив здесь Свои лилы. Господь оставил Вриндаван и отправился в Матхуру, а затем в Двараку. Шридам же все это время ждал Его возвращения. Прошло пять тысяч лет, но Кришна так и не приходил. И когда Господь Чайтанья Махапрабху и Нитьянанда Прабху пришли во Вриндаван, Они встретились со Шридамом. Шри Чайтанья Махапрабху успокоил его и объяснил ему, что Он – тот же Кришна. Наконец, Шридам удовлетворился и покинул этот материальный мир.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Рупа-Санатана Гаудия Матх
Вриндаван, 8 октября 2017