Вопрос: Вчера Вы рассказывали про то, каким должен быть истинный ученик и сказали, что сад-гуру (истинный духовный учитель) - это далеко не частое явление, но еще более редкий случай - это истинный ученик. Почему же тогда сад-гуру, зная о том, что люди недостойны и не смогут выполнять все его наставления, тем не менее, ездит по миру и дает инициацию?
Шрила Гурудев: Невозможно стать сад-шишьей (истинным учеником) за один день. Бамбуковую палку нужно сгибать постепенно. Есть бенгальская поговорка: «Пока бамбук еще молодой, его нужно согнуть, ведь когда он затвердел, этого уже не сделать». Что это означает? Если человеку шестьдесят лет, то никакой логикой его не убедить, потому что он уже ветеран (смех). Мой Гурудев говорил, никогда не давать наставления тем, кто находится в пенсионном возрасте, потому что они твердые как зрелый бамбук.
Я привел этот пример, потому что гуру знает, что за один день вы не станете настоящими учениками. Слушайте хари-катху и постепенно шраддха (вера) придет в ваше сердце, и вы приблизитесь к гуру. Однажды вы станете подлинными учениками. В «Шри Бхагавад-гите» Кришна привел Арджуне многие философские принципы, но все равно он колебался, раздумывая, что делать. Кришна обратился к нему: «Я сказал тебе как поступить в соответствии с предписаниями шастр, а ты поступай по своему усмотрению». Арджуна играет роль несовершенного ученика. Он все еще сомневается и говорит: «Как я могу убить членов своей собственной династии? Бхишма - мой Гуру, Дроначарья - мой Гуру». Кришна дал ему столько наставлений, но Арджуна все равно не мог решиться. Наконец Кришна сказал:
сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйами ма шучах
«Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего».
(Б.-г., 18.66)
Он заверил, что берет на Себя все последствия греховных поступков Арджуны. Означает ли это, что, услышав эти слова, вы оставите своих супругов, детей и так далее? Если я сейчас скажу вам: «Оставляйте все и отправляйтесь за мной во Вриндаван», то вы просто не придете на следующую лекцию. Потому что вы не можете за один день все оставить и отречься. Шишья (ученик) - это тот, кто вручает себя постепенно, поэтому совершенный гуру шаг за шагом дает ученику понимание, как предаваться. Гуру подобен плотнику, а ученик - древесине. Если хочешь сделать лодку, то нужна древесина, поэтому гуру работает рубанком, и постепенно создает лодку. То, какой выйдет лодка, зависит также и от качества древесины. Из какой древесины вы сделаны? (смех). Однажды эта лодка станет большой, красивой. И на ней можно будет пересечь реку, причем не в одиночку, а взять с собой много пассажиров. Гуру ждет, когда лодка будет готова. Его обязанность – завершить ее строительство. Это очень важно. Однажды вы станете совершенными учениками, почему бы и нет?
Гурудев сказал: «В этой жизни у вас будет шраддха, в следующей – бхаджана-крия, ручи, асакти, а потом и бхава». Вы не знаете, сколько жизней вы нарабатывали сукрити, чтобы в этой жизни прийти к бхакти. Не думайте, что за одну жизнь можно прыгнуть и попасть куда надо. Обязанность подлинного гуру создавать подлинных учеников. Шрила Бхактисиддханта Прабхупада говорил, что гуру никогда не создает учеников, он создает гуру.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Красноярск, 2 мая 2011