Чайтанья Махапрабху нисходит не в каждую Кали-югу, а только один раз в день Брахмы. В Двапара-югу приходит Кришна, а после этого, в Кали-югу, приходит Господь Чайтанья. Один день Брахмы — это тысяча Чатур-юг, то есть тысяча циклов Сатьи, Треты, Двапары и Кали.
«Самарпайитум уннатоджджвала-расам» означает, что Кришна приходит Сам, чтобы насладиться расой Шримати Радхики. В «Шри Чайтанья-чаритамрите» Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами объясняет: «Шри Кришна — расика-шекхара». Что это означает? И каков этот Кришна? Он — дхира-лалита-наяка. Шри Кришна проявляет Себя во множестве различных способов.
Всего существует девяносто шесть видов наяк, но дхира-лалита-наяка обладает четырьмя уникальными качествами. Первое — Он очень искусен в наслаждении оттенками чувств Шримати Радхики. Второе — Он очень милостив. Господь Шри Кришна вкушает эту высшую прему, и раздает ее по капле каждому живому существу. Это — капли нектара удджвала-расы, высшей премы.
Встреча и разлука, разлука и встреча, випраламбха и самбхога — они чередуются друг за другом. Это настолько возвышенные вещи, что возлюбленные даже не могут понять, кто из Них — наслаждающийся, а кто — источник наслаждения для другого. Когда Они вместе, очень сложно распознать, кто из Них Радха, а кто Кришна.
Сва-бхакти-шриям. Сва значит «свой, собственный». Кто полностью безраздельно принадлежит Кришне? Шри Радха. А для Шри Радхи это — Кришна. Но кто владеет премой? Шримати Радхарани, а не Кришна. Кому принадлежит собственность жены и мужа? Им обоим. Но према не принадлежит Кришне, она принадлежит Радхе. Шакти — это Шримати Радхика. Она - хладини-шакти. Ее прему вкушает Кришна. Он очень искусно погружается в океан настроений Шримати Радхики и наслаждается нектаром Ее чувств. Что это за чувства? Проявления маданакья-махабхавы. Такая према доступна далеко не каждому. И Шри Радхика хранит ее очень глубоко, словно в сокровищнице.
Если у вас есть что-то очень ценное, например, миллион долларов, куда вы это положите? В сейф, а ключ от него будете держать у себя. Даже детям и жене не откроете, ведь там хранится нечто чрезвычайно дорогое. Также и Шри Радха хранит маданакья-махабхаву, сокрыв ее глубоко внутри Своего сердца. Но Кришна очень искусно погружается в сердце Шримати Радхики и берет это сокровище, а затем наслаждается его вкусом: «О, как прекрасно!»
Кто же сумел понять это на самом деле? Только Рай Рамананда. Он увидел, как Радха и Кришна встречаются и обретают качества друг друга. Это называется расараджа-махабхава-сварупа. Сначала Махапрабху не хотел ему это показывать, но потом проявил. Шри Кришна — расарадж, а Шри Радха — махабхава. Они вместе проявились в образе Шачинанданы Гаурахари. Когда Рай Рамананда это увидел, он не смог выдержать эмоций и потерял сознание. Какая же према там заключена?
Шрила Гоур Говинда Махарадж объясняет, почему Рай Рамананда потерял сознание, когда Чайтанья Махапрабху явил ему Махабхава-сварупу. Он приводит прекрасный пример того, как лунный луч раскрывает лепестки лотоса. Сначала лотос закрыт, но когда на него падает свет луны, то, лепесток за лепестком, цветок лотоса раскрывается. Мы видим, как лепестки раскрываются один за другим, но не можем видеть того, как свет луны проникает в самую сердцевину цветка, ведь она так хорошо сокрыта. Шри Кришну называют Чандра, луна. Он проникает в сердце Шримати Радхики, и вкушает Ее прему, но не в полной мере. Маданакья-махабхава монополизирована. Шримати Радхика имеет на нее особые права. Кришна очень искусен, поэтому кое-что Он может забрать, но не все. И теперь Шри Чайтанья Махапрабху по капельке распространяет эту прему через нама-санкиртану. Он — само воплощение великодушия, и не может сравниться ни с одной другой инкарнацией.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Голландия, 20 августа 2018