Сегодня утром мы совершали Вриндавана-парикраму. Гурудев говорил, что во Вриндаване есть два места, которые очень важны – Нидхуван и Никунджаван, который еще называют Сева-кунджей. Это сердце Вриндавана, сокровенные места.
Именно в этих двух лесах разворачиваются очень возвышенные любовные игры. И в особенности в Сева-кундже, Никунджаване, где Кришна проводит раса-лилу. А другой лес – Нидхуван. Там Кришна совершает ниша-лилы, т.е. ночные лилы. Это очень сокровенные места. В «Шри Говинда-лиламрите» и «Шри Кришна-бхаванамрите» Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами и Вишванатха Чакравартипад подробно и ясно описывают любовные игры Кришны, сурат-лилы.
Кришна проявляет множество кели-виласа-лил. Кели означает «очень сокровенные лилы Радхи и Кришны». В них участвуют только Шримати Радхика и Ее группа. Только свапакша-гопи, Шримати Радхика и Ее подруги, могут войти в Нидхуван и Никунджаван. Чандравали и ее группа не имеют доступа в это место. Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами описывает: «Сурат-лила – это любовные, сокровенные игры. Лишь те, кто являются очень близкими сакхи Шримати Радхики, могут войти в эту лилу. Тех же, кто пребывает в настроении дасьи, сакхьи и ватсальи, Йогамайя останавливает».
Иногда Субал (прия-нарма-сакха) может пребывать снаружи никунджи. Он издалека служит Божественной Чете Шри Шри Радхе-Кришне. Например, когда Радха-Кришна совершают лесные лилы внутри кунджи, тогда Субал омахивает их. Но как? Он тянет за веревочку снаружи кунджи. Сейчас у людей есть электрические вентиляторы, но в то время не было электричества. Было два вида вееров. Первый – ручной: берешь в руку и омахиваешь. А другой устроен следующим образом: сам находится внутри какого-то места, а наружу идет веревочка, за которую тянешь и таким образом омахиваешь. Так Субал омахивает Кришну и Шримати Радхику. Он находится снаружи, за дверью.
Шрила Вишванартх Чакравартипад разъясняет: «нато ато грихе». Субал омахивает Божественную Чету не внутри кунджи, а рядом с ней». Когда Радхарани и Кришна совершают сладостные лилы, у Них проступают капельки пота. По этой причине Субал омахивает их, стоя вне кунджи. Почему? Кришнадас Кавирадж Госвами объясняет: «Субал – очень возвышенный преданный, он взошел на уровень махабхавы, но его махабхава не в полном ее расцвете. Поэтому он омахивает Радху и Кришну не в самой кундже, а рядом с ней».
Высочайшая стадия махабхавы проявляется лишь в сердцах гопи. По этой причине Уддхава прославляет Шримати Радхику и гопи, говоря: «Где находятся гопи и где я?» Уддхава говорит: «Только гопи, лишь они могут служить Божественной Чете. Никто не может коснуться лотосных стоп Шримати Радхики. Ни один мужчина не в состоянии даже увидеть Ее стопы, потому что это очень сокровенно». Получить даршан лотосных стоп Шримати Радхарани не так просто. Когда проходит танец раса, все полубоги и полубогини прибывают во Вриндаван на своих божественных колесницах, но все, что они могут – это лишь издалека узреть кончики лотосных стоп Кришны. Получив такой даршан, они тут же лишаются чувств. Но созерцать лотосные стопы Шримати Радхики для них абсолютно недоступно.
Лишь тот, кто очень близок и дорог Шримати Радхике, может войти в Ее кунджу. Кришнадас Кавирадж Госвами говорит: «Преданным в настроении дасьи, сакхьи, ватсальи не разрешено получить даршан лотосных стоп Шримати Радхики». Почему? Если вы служите Радхарани, необходима махабхава. Без нее никто не может служить Ей. Если вы служите кому-то, то должны знать его сердце. Только тогда служение будет совершенным. Шримати Радхика – это воплощение махабхавы, махабхава-мурти. Сейчас вы слышите эти слова, но можете не понимать истинного значения махабхавы.
Лалита и Вишакха могут достичь руддха-бхавы и махабхавы, но Шримати Радхика обладает маданакхьей. Манджари способны служить Шримати Радхарани, т.к. все Ее деяния и чувства отражаются в их сердцах. У них есть ништха по отношению к Шримати Радхике. Поэтому, они могут служить Ей. Что это означает? Шримати Радхика украдкой бросает взгляды на Кришну, тем самым давая наставления Своим манджари. И тогда они тоже пытаются успокоить Кришну. От взгляда Радхарани Кришна начинает трепетать, Его павлинье перо падает на землю, а флейта выскальзывает из рук. По наставлению Шримати Радхики манджари начинают петь на прекрасную мелодию: «Радхе! Радхе! Радхе! Джай! Джай! Джай! Шри Радхе!» Имя Шримати Радхики входит в уши Кришны, и тогда к Нему возвращается сознание. В «Бхаджана-рахасье» Шрила Гурудев прекрасно описывает эту сокровенную Радха-Кришна лилу. Она называется дева-дурлабха, то есть та, что недостижима для полубогов и полубогинь. Это настроение не проявляется даже в сердцах махиши, цариц Кришны в Двараке, которые очень близки Кришне.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Вриндаван, 20 октября 2016 года