Шрила Нароттама дас Тхакур прославил в своей пранама-мантре того, кто является близким другом Господа Чайтаньи Махапрабху и, кто исполнил все Его желания – Шрилу Рупу Госвамипада. А Шрила Рупа Госвамипад в своей грантхе «Видагдха-мадхава» прославил Махапрабху, который есть воплощение милосердия и великодушия.
Господь Чайтанья Махапрабху совершал нама-санкиртану, и все были опьянены ее сладостью. Жители Восточной Бенгалии говорили Ему, что они не могут без Его премы и милости и не в состоянии выдержать разлуки с Ним. Тогда Махапрабху сказал: «Я держу воплощение Своей премы в Ганге». Когда преданные спросили: «Как мы узнаем, кто раздаст эту прему?» Гаурасундара сказал, что это будет Нароттама дас Тхакур.
Нароттама дас Тхакур явился в Бангладеше, в династии царя. Еще в детстве он выучил пураны и шастры. Он был принцем, но его не интересовало ничто материальное. Если бхакти проявляется в сердце у преданного, к нему приходит три вещи: сева-вритти – настроение служения; анубхава – чувство реализации, и вайрагья – отречение от всего материального.
Таким образом, Нароттама дас Тхакур с детства был погружен в мысли о Господе Чайтанье Махапрабху и совершал Ему преданное служение. Он ушел из дома, отправившись во Вриндаван. Там он встретил Рагхунатху даса Госвами и других Госвами. Рагхунатха дас Госвами сказал ему: «Ты должен принять прибежище у лотосных стоп Локанатхи даса Госвами».
Таким образом, Нароттама дас Тхакур с детства был погружен в мысли о Господе Чайтанье Махапрабху и совершал Ему преданное служение. Он ушел из дома, отправившись во Вриндаван. Там он встретил Рагхунатху даса Госвами и других Госвами. Рагхунатха дас Госвами сказал ему: «Ты должен принять прибежище у лотосных стоп Локанатхи даса Госвами».
Когда Чайтанья Махапрабху был в Навадвипа-дхаме и совершал лилу домохозяина, Локанатха дас Госвами и Шри Рупа Госвами стали молиться Ему о том, чтобы совершать бхаджан и садхану во Вриндаване. Тогда Он отправил их во Вриндаван, и так они оказались там первыми. Локанатха дас Госвами был бхаджана-нанди. Он был полностью погружен в бхаджан и садхану, всегда созерцал ашта-калия лилу и повторял святые имена. Нароттама дас Тхакур славил своего Гурудева, говоря, что его Гурудев – сиддха-сварупа. Кроме того, Локанатха дас Госвами поклонялся своим божествам – Радха-Винод Бихари. Это очень сладостная катха.
Итак, Нароттама дас Тхакур пришел во Вриндаван, а Рагхунатха дас Госвами, очень возвышенный расика-вайшнав, сказал ему, чтобы он принял прибежище у Локанатхи даса Госвами. Когда Нароттама сказал об этом Локанатхе дасу Госвами, тот ответил: «Я не принимаю учеников, потому что в Кали-югу сложно найти нормальных учеников, которые полностью бы предавались гуру. К тому же, ты – принц, сын царя, а я – старик, живу на мадхукари. Я не смогу тебя поддерживать, потому что тебе самому придется обо мне заботиться». Но Нароттама дас Тхакур сказал: «Нет, я должен принять у тебя дикшу». Три раза Локанатха дас Госвами отказывал ему. Тогда Шрила Джива Госвами и Шрила Рагхунатха дас Госвами подсказали Нароттаме: «Служи ему». Но было очень сложно служить Локанатхе дасу Госвами. Он был нирапекша, полностью отрешенным и не хотел принимать служения от кого бы то ни было, потому что, когда проявляется бхакти, приходит смирение, и человек не хочет принимать служение, чтобы не быть никому обязанным в следующей жизни. Локанатха дас Госвами был очень старым, но тем не менее не имел при себе никакого севака. У него даже не было тарелки, которую бы мог помыть Нароттама дас Тхакур. И тогда Нароттама решил чистить отхожее место Локанатхи даса Госвами. Так, он принялся за работу.
Через несколько дней Локанатха дас Госвами стал замечать, что кто-то чистит его туалет, но не мог понять кто. Однажды он спрятался и стал наблюдать. Через какое-то время пришел Нароттама дас Тхакур. Локанатха дас Госвами подошел и схватил его за руку: «Эй, ты кто такой? Что ты здесь делаешь?» Нароттама дас Тхакур сложил ладони и смиренно сказал: «Я ваш слуга. Каждый день я прихожу сюда и вычищаю это место». Локанатха дас Госвами был удовлетворен его служением и сказал: «Чего ты хочешь?» Тот ответил: «Гурудев, дай мне дикша-инициацию», и Локанатха дас Госвами наконец дал ему дикша-мантры. Он сказал: «Оставайся со мной и совершай бхаджан и садхану, потому что садхака должен выполнять то, что хочет гуру. Если я совершаю бхаджан и садхану, значит, ты тоже должен делать это в том же настроении, что и я».
Как-то раз Нароттама дас Тхакур повторял святые имена вместе с Локанатхой дасом Госвами в его кутире. Было лето, очень жарко. Один враджаваси прошел к кутиру и сказал: «Нароттама, дай, пожалуйста, воды». Тот отложил джапа-малу и дал воды враджаваси. Враджаваси попил как все его земляки – с ладони. И когда он ушел, Локанатха дас Госвами разгневался на своего ученика: «Ты не можешь совершать бхаджан и садхану!» Нароттама не понял, в чем была его вина. Но у Локанатхи даса Госвами была такая реакция, потому что уттама-маха-бхагавата – это возвышенная концепция, и она очень сильно отличается от обычной. Это очень высокий уровень настроения. Локанатха дас Госвами сказал: «Харинама — это Шри Хари. Она очень могущественна. Это Сам Кришна, Верховная Личность Бога! Почему ты останавливаешь кришна-севу ради того, чтобы кому-то послужить? Зачем ты прекратил повторение святых имен? Это прямое служение Кришне. Нет никого возвышенней Его. Ты променял Кришну на кого-то!»
нама чинтаманих кршнах
чаитанйа-раса-виграхах
пурнах шуддхо нитйа-мукто
’бхиннатван нама-наминох
(Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 17.133)
[Святое имя – это трансцендентный, исполняющий желания, драгоценный камень (чинтамани), потому что нет разницы между именем Кришны (намой) и Самим Кришной (нами). Другими словами, святое имя позволяет достичь Шри Кришну, наивысшую цель. Это имя воплощает в себе все трансцендентные вкусы (чаитанйа-раса-виграха). Оно абсолютно чисто и вечно находится на уровне освобождения, потому что никогда не соприкасается с майей.]
Итак, Нароттаме дасу Тхакуру здорово досталось: «Ты не квалифицирован совершать бхаджан и садхану. Убирайся отсюда». Нароттама начал плакать и спросил у Дживы Госвамипада, что делать. На самом деле гуру никогда не злится на своего ученика. Внешне это может выглядеть как злость, но внутри Гурудев милосерден и мягок. Одно из его качеств – это ватсалья, отцовская любовь к своим ученикам. Возможно, ученик оставит гуру, но гуру никогда не оставит ученика. А Локанатха дас Госвами – это уттама-уттама-махабхагавата. Он всегда пребывал в ашта-калия лиле, поклонялся Божествам и хотя внешне гневался на своего ученика, но в душе был доволен и счастлив. Он сказал: «Нароттама, ты знаешь, я всегда погружен в созерцание лил Шри Радхи и Кришны. У меня нет времени тебя обучить. Прими обучение у Дживы Госвамипада». И тогда Нароттама дас Тхакур принял шикшу у Дживы Госвамипада. У него была очень большая ништха к своему гуру. Всегда имейте ништху. Если вы не будете устремлены лишь к своему гуру, бхакти не проявится в вашем сердце.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Бразилия, 11 февраля 2017