Под руководством Гуру и Вайшнавов мы совершаем враджа-парикраму и пришли в место под названием Талаван. Здесь находится храм, называемый Дхан Мандир, в котором вы можете увидеть прекрасных Божеств Дауджи и Господа Кришны. Дауджи – это Баларама. Из двенадцати лесов Враджа-мандалы, лес, в который мы пришли – один из самых главных. Присутствуя здесь во время парикрамы, Гурудев всегда просил меня рассказывать о славе этого места, и поэтому я каждый год даю здесь лекции.
В писаниях говорится, что тот, у кого нет силы, не может ничего достичь. Сила нужна нам как в материальном, так и духовном мире. Откуда нам взять ее? От Баладевы Прабху, потому что Он Бала Дев. «Бала» означает «сила». Он дает шри балу, без которой мы не сможем следовать бхакти-маргу и прогрессировать. Баладева Прабху олицетворяет Собой сандхини-шакти. Когда в наше сердце придет энергия сандхини, тогда в нем проявится Бхакти-деви. Баладева Прабху поможет нам продвигаться по этому пути.
С точки зрения таттва-вичара, Баладева – наш Гуру. Но, с точки зрения раса-вичара, наша Гуру-деви – Шримати Радхарани. И потому, мы можем принять Их обоих, как наших Гуру. Шрила Джива Госвамипад говорит: «Если у нас не будет знания таттва-сиддханты, то мы не сможем построить храм, состоящий из расы». У нас получится возвести прекрасный дворец нектара любви к Кришне только на прочном фундаменте. Лишь по милости Баладевы Прабху это станет возможным.
Однажды Кришна с мальчиками-пастушками отправился пасти коров. В тот день все они забыли свои завтраки, потому что Йогамайя пожелала устроить очередную лилу Кришны. В полдень Кришна, Баларама и их друзья привели стада своих коров в Талаван. Друзья братьев сказали: «О Рама, о Кришна, мы настолько голодны, что нам кажется, будто мышки кусают наши желудки!» Кришна и Баларама ответили: «Здесь неподалеку есть прекрасный сад, полный всяких фруктов. Там растут разные плодовые деревья, и, в особенности, деревья тала».
Сейчас этих деревьев очень мало. Можно увидеть одно-два возле храма и у входа. Это – сравнительно молодые пальмы тала, а тех, что выросли давно, уже не осталось. Люди не знают об этих деревьях. Их плоды обладают чрезвычайно приятным сладким вкусом, но только жителям Бенгалии это известно. Они очень любят эти фрукты и постоянно используют их в приготовлении пищи, делая из них пакоры и сладости пита. Сезон созревания фруктов тала начинается в конце лета. Также, у этого дерева прекрасные цветы, и из них получается очень вкусный кхир.
Итак, Кришна и Баларама сказали: «В этом саду Камсы так много вкусных плодов. А какой там прекрасный аромат!»
Хозяином того сада был царь Камса, и поэтому его охраняли демоны. Главным среди них был Дхенукасура. Его тело было гигантским, а внешним обликом он напоминал осла. Он жил здесь со своей семьей, поставляя Камсе сладчайшие плоды этого сада, и Камса со своими родными наслаждался ими.
Кришна подумал: «Все в этом мире принадлежит Мне. Камса наслаждается тем, что по праву является Моим». Об этом написал в своих грантхах Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур. Кришна сказал: «Давайте прямо сейчас отправимся в сад, и вдоволь наедимся этих сочных плодов. Я хочу попробовать их все». И вот, мальчики-пастушки направились в Талаван, где в послеобеденное время отдыхал Дхенукасура. Они вбежали в сад с радостным гвалтом, но не сразу смогли добраться до плодов, поскольку те висели очень высоко. Кришна и Баларама начали трясти пальмы, и фрукты со стуком дап-дап-дап посыпались на землю.
Тут проснулся Дхенукасура. Он закричал: «Эй, кто ворвался в мой сад?!!» Кришна ответил: «Я, твой отец». Почему Он так сказал? Потому, что Он – Верховный отец всего мироздания, и, что бы Он ни сказал, будет правдой. Демон вновь гневно закричал: «Кто это?!! Кто это?!!!» А пастушки ему ответили: «Это действительно твой папа!» Тогда демон-осел взревел и помчался туда, откуда доносились голоса. Он увидел тысячи мальчиков-пастушков, сотрясающих пальмы, а Кришна подумал: «О, Я убил уже так много демонов! Теперь это должен сделать Баларама».
Тем временем демон пошел в атаку на Кришну. Кришна стремительно увернулся от него, демон отпрыгнул и устремился к Баладеве. Но что сделал Баладева? Когда Дхенукасура собрался было лягнуть Его своими копытами, Он ухватил его за заднее копыто.
Знайте, что, если вы обходите осла сзади, то следует держаться от него на расстоянии не менее пяти локтей, иначе, если подойдете ближе, вся ваша пунья (благочестие) будет уничтожена. Однако, Баладева Прабху приблизился к ослу, схватил, и, раскрутив в воздухе, отбросил на огромное расстояние. Осел поднялся на ноги, и вновь стал разгоняться, чтобы, обойдя Баладеву, ударить Его сзади. Но Баладева Прабху вновь схватил его, раскрутил и отбросил вдаль. Так повторялось много раз – нанеся Дхенукасуре очередной удар, Баладева Прабху ловил его и вертел им, а затем закидывал на верхушку дерева. Тот спрыгивал, и вновь нападал. А доблестный Баладева снова хватал и метал его далеко-далеко. Из-за этого в саду повалилось большое количество деревьев. В конце концов, изо рта демона потекла кровь, и он, испражняясь, оставил свое тело. Так Баладева Прабху убил его.
В лиле расправы над Дхенукасурой содержится очень много таттва-сиддханты и назидания от наших Госвами. Кем на самом деле является этот демон? Он олицетворяет собой невежество. Те, кто не совершает бхаджан, – глупцы. Об этом в своем киртане поет Шрила Бхактивинода Тхакур: люди, не совершающие в этом мире бхаджан Бхагавану, являются глупцами, подобными ослам. Мы, дживатмы, – слуги слуг слуг Бхагавана, но некоторые говорят, что и они сами, и все вокруг – воплощения Господа. Те, кто утверждает это, очень глупы, потому что дживы – вечные слуги Кришны. Как мы можем узнать и осознать это? По милости Баладевы Прабху, способного устранить все невежество из нашего сердца.
В Индии назвать человека ослом считается обидным ругательством. Это самое глупое животное, и поэтому ослами называют недалеких людей. Убийство демона Дхенукасуры олицетворяет избавление от подобных анартх по милости Кришны и Баладевы Прабху. Этого избавления можно достичь, пройдя через стадии садху-санги и бхаджана-крии, и тогда в завершении пути вы войдете в царство бхакти.
Итак, Баладева – это акханда-гуру-таттва, неделимая гуру-таттва. И пока мы не удостоимся Его милости, тьма из нашего сердца никуда не уйдет.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Талаван, 10 октября 2017