Шри Рупа Госвами написал: «Тот, кто практикует кришна-бхаджан, следуя по стопам вечных спутников Кришначандры, стремится обрести внутреннее настроение враджаваси. Эта практика называется рагануга-бхакти». «Рага» означает — глубокая привязанность, «ану» — по стопам, «га» —следовать. Шрила Рупа Госвами дал определение рагануга-бхакты. Тот, кто следует по стопам враджаваси, вечных спутников Кришны, зовется рагануга-бхактой.
Преданный начинает совершать этот вид бхакти не потому, что это предписано шастрами и не потому, что у него есть достаточный запас сукрити (это обсуждается в беседе Чайтаньи Махапрабху и Рамананды Рая). В «Рага-вартма-чандрике» Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что по стопам враджаваси следует любой, кто имеет сильное желание им стать. Только это стремление является квалификацией для враджа-рага-бхакти и нет иной причины. Но как начать этот процесс? Если вы встретите того, чье сердце наполнено враджа-расой, вы можете купить это бхакти у него, заплатив своим желанием слушать его. Если вы поднимете расагулу, то из нее сразу потечет сок. Подобно этому, тот, чье сердце наполнено враджа-расой, всегда говорит раса-катху.
Преданный начинает совершать этот вид бхакти не потому, что это предписано шастрами и не потому, что у него есть достаточный запас сукрити (это обсуждается в беседе Чайтаньи Махапрабху и Рамананды Рая). В «Рага-вартма-чандрике» Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что по стопам враджаваси следует любой, кто имеет сильное желание им стать. Только это стремление является квалификацией для враджа-рага-бхакти и нет иной причины. Но как начать этот процесс? Если вы встретите того, чье сердце наполнено враджа-расой, вы можете купить это бхакти у него, заплатив своим желанием слушать его. Если вы поднимете расагулу, то из нее сразу потечет сок. Подобно этому, тот, чье сердце наполнено враджа-расой, всегда говорит раса-катху.
Теперь возникает вопрос, как определить, является ли ваше желание стать враджаваси истинным? «Рага-вартма-чандрика» говорит, что на это указывают три признака. Первый: стремящийся совершать рагануга-бхакти не пренебрегает правилами и предписаниями шастр. Шестеро наших Госвами внешне следовали всем 64 ангам бхакти. Также и преданный следует им, начиная с гуру-падашрая, принятия прибежища у гуру. Он воспевает святые имена определенное количество кругов и стремится постоянно медитировать на сладостные игры Шри Радхи и Кришны. («Кришна Дева, Бхавантам Ванде!») Наши Госвами, произнося имена всех враджаваси и жителей Навадвипы, предлагали поклоны их лотосным стопам. Они упоминали даже имя соперницы Радхики, Чандравали.
В сутках 60 данд, это — 24 часа. 1 данда — 24 минуты. В течение 56 данд Госвами совершали свой бхаджан, а остальные 4 данды они либо отдыхали, либо собирали мадхукари у враджаваси. Но даже когда они спали, то, что видели во сне? Прекрасную кунджу, где встречаются и совершают Свои сладостные лилы Радха и Кришна.
Итак, первый признак того, кто по-настоящему хочет следовать по стопам враджаваси — это следование 64 ангам бхакти и медитация на лилы Радхи и Кришны. Если кто-то пренебрегает Ведами, Пуранами и Упанишадами, но хочет стать гопи, на самом деле является «гупи» — тем, чей бхаджан приносит беспокойства. Шрила Джива Госвами подтверждает это в «Шри Бхакти-сандарбхе»: «Шрути и смрити — это моя Конституция; я собрал все правила и предписания из Вед, Пуран и Упанишад. Преданным следует принять их». А Шри Кришна говорит: «Если кто-то пренебрегает принципами шастр, это значит, он завидует Мне, непочтителен ко Мне и не является истинным преданным».
Второй признак: рагануга-бхакта всегда живет во Врадже. Не в России, Англии или Америке. Только во Вриндаване или Навадвипа-дхаме. Если он не будет жить во Вриндаване, как он сможет стать враджаваси? Но наши ачарьи — Шри Рупа Госвами и Шрила Бхактивинод Тхакур — очень милостивы. Они сказали: «Если вы не можете физически жить во Врадже, вы должны всегда находиться там в своем сознании». Поэтому, оставаясь в Москве, живите во Врадже. Как это сделать? Направляя свое сознание на него и всегда помня о Кришне: «Джая Радхе, Джая Кришна, Джая Вриндаван, Шри Говинда, Гопинатха, Мадана-Мохан, Шьяма-Кунда, Радха-Кунда, Гири-Говардхан…»
Где вечно пребывают Шримати Радхика и Шри Кришна? Во Вриндаване. Они никогда не покидают его. Это пракаш Кришны отправился в Матхуру и Двараку, а экспансия Шри Радхи - на Курукшетру.
Итак, ум всегда должен быть во Врадже. Чтобы этого добиться, пойте бхаджаны о нем. В песне «Джая Радхе, Джая Кришна, Джая Вриндаван» Бхактивинод Тхакур призывает: всегда будь во Врадже и совершай там свой бхаджан.
Шрила Рупа Госвамипад в «Нектаре наставлений» в 8-м стихе объясняет: «Преданный должен жить во Врадже, и, следуя его вечным обитателям, которым присуща спонтанная любовь к Шри Кришне, посвятить все свое время тому, чтобы занимать свой язык и ум повторением и медитацией на имя, образ, качества и лилы Шри Кришны. В этом суть всех наставлений». Тан нама рупа чаритади. Всегда воспевай сладостные святые имена Радхи и Кришны.
«Радхе-Говинда, Шри Радхе-Говинда, Радхе-Говинда, Радхе! Джай джай Шьямасундар, Мадана-Мохан, Вриндавана-Чандра! Радха-Рамана, Расабихари, Шри Гокула-нанда».
Шри Рупа Госвами пишет в Нектаре Наставлений: «Надо всегда жить во Врадже, следуя по стопам возвышенных вайшнавов и враджаваси». Кто эти враджаваси? — Нанда Баба, Яшода-майи, Субал, Шридам, Мадхумангал, Лалита, Вишакха, Рупа Манджари, Рати Манджари и остальные жители духовного Вриндавана.
А о каких возвышенных вайшнавах здесь идет речь? Каждый день мы прославляем рупануга-вайшнавов. Все последователи Шри Чайтаньи Махапрабху — рупануга-вайшнавы. Мы совершаем садхана-бхаджан под руководством Шрилы Гурудева, следуя по стопам Шри Рупы Госвами. Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада, Бхактиведанта Свами Махарадж, Бхакти Прагьяна Кешава Махарадж и наш Шрила Гурудев — все они рупануга-вайшнавы. Мы находимся под руководством этой парампары. Если мы не следуем по стопам Рупы Госвами — Рупы Манджари, как мы можем говорить, что мы рупануга-вайшнавы?
Третий признак также описан в «Рага-вартма-чандрике». Совершая садхана-бхаджан, необходимо всегда помнить о вечных спутниках Кришны. Но как же обрести лобху, сильное желание? Лобха не зависит от логики, аргументов, предписаний или заключений шастр. Она ничем не обусловлена и приходит только по милости Гуру или Кришны в виде лила-катхи из лотосных уст рагануга-расика-вайшнавов.
Шрила Гурудев привел замечательный пример. Однажды один бедный мальчик увидел прекрасную принцессу и полюбил ее. Он не думал, рано ему жениться или нет, достоин он этого или нет, согласится ли принцесса принять его своим мужем, и т.д. Просто у него возникло сильное желание. Таким же образом, тот, кто жаждет обрести враджа-бхакти, уже квалифицирован войти в него.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Москва, 23 апреля 2004