Если вы преступаете законы природы, то проблемы не заставят себя ждать. Господь создал мужчину и женщину, и их тела устроены по-разному. Женщины не могут произносить гаятри-мантры так, как мужчины, потому что у них другое строение горла. Мой Гурудев Шрила Вамана Госвами Махарадж приводил пример: он вспоминал ягни-пати, жен брахманов, совершавших огненные жертвоприношения. Брахманы жаловались: «Наши жены такие удачливые! Почему мы выполняем все правила, повторяем гаятри-мантры, а они ничего не повторяют, но достигли Кришны?»
В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что женщины не должны читать брахма-гаятри-мантры (когда я говорю гаятри-мантры, я имею в виду брахма-гаятри-мантры), потому что, если они будут действовать против природы, то придут плохие результаты. Муни и риши, которые проявили мантры, являются трикалагья. Они знают прошлое, настоящее и будущее, и поэтому они знали, что женщины не смогут их произносить.
Гаятри-мантры подчинены определенным ритмам. Интонация при их произнесении идет то вверх, то вниз. Все это нужно знать и уметь. Иначе невозможно провести правильное огненное жертвоприношение. В Ведах есть часть, которая касается именно совершения ягий. Чтобы их совершать, нужны определенные квалификации. Веды говорят, что у каждого должен быть свой адхикар, или квалификация. Например, мать не может быть отцом, и отец не может быть матерью. Каждый должен быть на своем месте. «Шримад-Бхагаватам» наставляет, что мы должны совершать деятельность в соответствии с нашими качествами. А если действовать против естества, то возникнут сложности.
В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что женщины не должны читать брахма-гаятри-мантры (когда я говорю гаятри-мантры, я имею в виду брахма-гаятри-мантры), потому что, если они будут действовать против природы, то придут плохие результаты. Муни и риши, которые проявили мантры, являются трикалагья. Они знают прошлое, настоящее и будущее, и поэтому они знали, что женщины не смогут их произносить.
Гаятри-мантры подчинены определенным ритмам. Интонация при их произнесении идет то вверх, то вниз. Все это нужно знать и уметь. Иначе невозможно провести правильное огненное жертвоприношение. В Ведах есть часть, которая касается именно совершения ягий. Чтобы их совершать, нужны определенные квалификации. Веды говорят, что у каждого должен быть свой адхикар, или квалификация. Например, мать не может быть отцом, и отец не может быть матерью. Каждый должен быть на своем месте. «Шримад-Бхагаватам» наставляет, что мы должны совершать деятельность в соответствии с нашими качествами. А если действовать против естества, то возникнут сложности.
Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж назвал современную науку демонической. Люди сейчас хотят что-то создать, а сами лишь разрушают. Борясь за равенство, они заявляют: «Все должны быть одинаковыми». К примеру, они говорят: «Если женщина может родить ребенка, то почему мужчина не может? Давайте сделаем так, чтобы он смог». То есть современная наука хочет всех приравнять. Но что приходит в результате? Дурные последствия. Если пракрити создает что-то, то необходимо с ней считаться. Но если ее игнорировать, то все будет уничтожено. Кришна говорит:
майадхйакшена пракритих
суйате са-чарачарам
хетунанена каунтейа
джагад випаривартате
«Пракрити, природа, создает все в соответствии с Моими наставлениями» (Б.-г., 9.10).
Тем не менее, современная наука хочет все перевернуть и сделать по-своему. Поэтому природа думает: «Хорошо, раз вы так поступаете, я тоже вам отвечу». И отзывается землетрясениями, ураганами и прочими стихийными бедствиями. Она всегда реагирует на вторжения.
Тот же принцип распространяется и на гаятри-мантры. Не все могут их читать. Трикалагья риши могут, потому что знают, как это делать. У каждого есть свой адхикар. У мужчин - пуруша-адхикар, у женщин - стрия-адхикар. Пуруша-адхикар – это брахмана-адхикар, поэтому брахманы могут совершать огненные жертвоприношения. Если женщина будет говорить: «Нет, я буду все делать, как мужчина-брахман», тогда возникнут плохие реакции. Вы не можете нарушать законы пракрити, потому что все устроено ею. Например, у женщины бывают регулы, а у мужчин нет. И женщины думают: «Зачем нам это? Не надо вовсе!» Но что делать? Надо принять, что дается природой. Ведь она не сватантра. Она действует так, как хочет Кришна.
Что произойдет, если женщина заупрямится: «Все равно я буду повторять гаятри-мантры!»? У нее появится пуруша-абхиман, мужское отождествление «я все решаю». И не будет абхимана слуги. Если у нее не будет этого настроения, то проявится настроение брахмавади. А какое у них настроение? Они хотят быть Господом. Вот в чем проблема. Наша свабхава – быть слугами Кришны, дживера-сварупа-кришнера-нитья-дас. Веды, Пураны и Упанишады это подчеркивают.
Шрила Тривикрама Госвами Махарадж давал много классов на эту тему. Он досконально объяснял веданта-даршану. Сварупа живого существа – это то, что присуще нашей природе. Но если мы хотим спорить с этим и говорить: «Нет, я хочу быть Брахманом, Кришной, Бхагаваном», – значит, мы боремся с природой.
Вчера я говорил: «Вы никогда не станете Брахманом. Можете хоть тысячу жизней повторять вслух: "Ахам брахмасми", все равно вы Им не станете. Говорите: "Дасасми, дасасми"». Бхактивинод Тхакур пел в об этом в бенгальской песне. Мы частицы, принадлежащие Целому. Частица никогда не сможет стать Целым. Даже математика вам это подтвердит. Кришна – это Целое, сампурна-татва, а джива – асампурна-татва, т.е неполная часть, принадлежащая Целому.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Бразилия, 16 июля 2018