Однажды один пандит, имеющий множество докторских степеней, приехал во Вриндаван. Прогуливаясь, он увидел там прекрасную Ямуну, на берегу которой стояла лодка, а в ней сидел мальчик лет десяти. Пандит подумал: «О, сейчас я покатаюсь на этой лодочке». Он сел в нее, а мальчик стал управлять ею.
Когда они доплыли до середины Ямуны, ученый возгордился своим образованием и докторскими степенями и спросил мальчика:
- Эй, как тебя зовут?
Мальчик назвал одно из имен враджаваси:
- Меня зовут Радха-Раман дас.
Если вы отправитесь во Вриндаван, то заметите, что многие там наречены духовными именами, и другие имена им не нужны.
- Слушай, а какова твоя квалификация?
Радха-Раман дас ответил:
- У меня нет никакой квалификации. Я родился в небогатой, необразованной семье и поддерживаю себя и своих родных, работая лодочником.
Человек продолжал:
- Ты знаешь, на санскрите говорится, что жизнь того, кто не образован, не имеет смысла. А я очень образован, и у меня много докторских степеней и дипломов.
Мальчик был очень тихим и ничего не ответил в ответ. Он просто продолжил управлять лодкой. Через некоторое время ученый-гордец снова спросил:
- Слушай, ну ты хотя бы изучал какую-нибудь науку, читал что-то?
Тот смиренно ответил:
- Наука? Я не слышал такого слова.
Ученый с недоумением воскликнул:
- Ты не знаешь, что такое наука?! Посмотри, сейчас время научного прогресса. Столько открытий делается. Мы живем в век технологий, с помощью которых люди улучшают свою жизнь. И ты можешь наслаждаться практически всем.
Так это или нет? Вы знаете, современная наука раскрывает так много возможностей, как наслаждаться мужчине с женщиной, женщине с мужчиной и так далее. Понимаете, эта современная наука. Вы лишь тратите свои деньги и наслаждаетесь.
Когда мальчик сказал, что ничего не знает о науке, ученый назвал его глупым мальчишкой. Затем он снова поинтересовался у лодочника:
- А ты знаком с экономикой?
- Что это?
- Глупец, это же банковская система, бизнес. Как ты вообще можешь прогрессировать в своей жизни, не зная всего этого?
- Я лишь с утра до вечера управляю этой лодкой, ведя ее от одного берега до другого. Так я собираю средства, прихожу домой, кушаю простые чапати, ложусь спать и на следующий день занимаюсь тем же.
- О, глупец! А географию ты знаешь?
- Что это такое?
- Да ты совсем недалекий! Ты никогда не видел большую карту мира, на которой изображена Индия, Европа, Россия, Америка?
- Впервые слышу.
- О, недоразумение! Не знаешь науку, экономику, географию – ничего! Если ты не сведущ в науке, тогда есть вероятность, что твоя жизнь на пятьдесят процентов бесполезна. Если не овладел знаниями по экономике, тогда еще двадцать пять процентов твоей жизни не имеют смысла. А без знаний в географии она пуста еще на двадцать процентов. Итого – девяносто пять… Ну, хорошо, может быть, когда я накатаюсь на лодке, я отправлю тебя в школу и ты станешь таким же ученым, как я.
В это время лодка достигла середины Ямуны. Небо затянуло облаками, засверкали молнии. Задул очень сильный ветер, подняв большие волны. Лодку начало трясти и крутить в водовороте.
Радха Раман дас спросил у своего попутчика:
- Вы знаете, как плавать?
- Плавать? Сейчас открою словарь и посмотрю, что значит это слово.
- Вы не умеете плавать? Даже в бассейн не ходили?
- Я родился в Англии. Там очень холодно. Поэтому, я не учился плавать
- Господин, послушайте, мою лодку очень сильно качает. Я не могу ею управлять. Если в такой ситуации кто-то не умеет плавать, то его жизнь на сто процентов бесполезна. Вы мне сказали, что я не знаю науку, экономику, географию, и что моя жизнь на девяносто пять процентов бесполезна. Тем не менее, у меня осталось пять процентов. А у вас даже их нет.
Тут лодка перевернулась. Ученый начал тонуть, и с его жизнью было покончено, а Радха-Раман очень быстро доплыл до берега.
Какой вывод из этой истории? Если вы обладаете обширными знаниями в различных областях науки, но не имеете знаний о бхакти, то вы не сможете переплыть океан материального существования.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж