Вопрос: Является ли дикша-гуру вечным наставником ученика даже в духовном мире?
Шрила Гурудев: Ученик получает настроение гуру. В действительности гуру не является какой-то одной личностью. Он является акханда-гуру-таттвой, т.е. неделимой гуру-таттвой. Изначальный Гуру – это Сам Кришна, и далее – Его проявления Баладева Прабху или Нитьянанда Прабху. «Кришна ванде джагад-гуру» - Кришна является вселенским Гуру. Далее Он проявляет одну из Своих форм – Баладеву Прабху. Затем Баладева Прабху проявляется в этом мире уже как Нитьянанда Прабху.
Шастры говорят: «Необходимо считать своего Гурудева проявлением Баладевы Прабху или Нитьянанды Прабху в этом мире. Нужно оставить общение с сакхи-бекхи, сахаджиями и другими апа-сампрадаями, имитирующими уровень высоко продвинутых преданных. Необходимо следовать гуру-парампаре, т.е. цепи ученической преемственности, по которой передается духовное знание.
Существует два вида гуру-парампары. Одна называется – бхагавата-парампарой, а вторая – шишья-парампарой. По первой передается настроение, а по второй – знания. Бхагавата-парампара важнее. Ей уделяется особое внимание в нашей гаудия-сампрадае.
Учеником Рупы Госвами был Джива Госвамипад, который отдал свое сердце трем ученикам – Шьямананде, Шринивасу и Нароттаму, хотя Нароттам дас Тхакур был дикша-учеником Локханатхи даса Госвами, Шринивас Ачарья – Гопала Бхатты Госвами, а Шьямананда – Хридая Чайтаньи. Но свое настроение они почерпнули у Шрилы Дживы Госвами. Шрила Вишванатха Тхакур передал все сокровище своего сердца Баладеве Видьябушане несмотря на то, что он не был его прямым учеником.
В этом отличие сампрадаи гаудия-вайшнавов от бабаджи, которая признает инициацию только по ученической преемствености и потому подвергает критике гаудия-вайшнавов. Но дело в том, что Сам Кришна передал все знание Брахме, Брахма - Нараде Риши, Нарада – Вьясадеве, а тот - Мадхавачарье. И поэтому Чайтанья Махапрабху принял цепь ученической преемственности в линии Мадхавачарьи. Однако, бабаджи-сампрадая считает, что настоящей парампарой является передача знания от учителя к ученику. Но если учитель является глупцом, то, что он передаст ученику?
Существует еще категория смарта-брахманов (кастовых брахманов), которые полагают, что сын брахмана наследует его титул. Но если у сына нет необходимых качеств, то какой из него брахман? Сын доктора тоже не всегда становится доктором. Тот же принцип и в случае с истинным гуру. У него может быть много учеников, но если все они глупцы, то он не сможет им передать знания, и просто передаст их по принципу бхагавата-парампары достойному кандидату.
В нашей линии существует также два вида инициации – мантра-инициация и дикша-инициация. Последняя в свою очередь бывает двух видов: панчаратрика-дикша и бхагавата-дикша. Панчаратрика-дикша проводится в соответствии с наставлениями «Нарада-панчаратры», а бхагавата-дикша заключается в том, что ученик слушает духовного учителя и перенимает настроение его бхаджана. И такая дикша является совершенной.
Когда вы полностью предадитесь Гуру, то все раскроется в вашем сердце. Но в наше время многим этого не понять.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Армения, 30 марта 2014