Йогамайя Вринда-деви также все организует для того, чтобы принять Кришну. Шрила Бхактивинод Тхакур поет: «Вриндаван восхитительно красив благодаря Йогамайе, которая украшает деревья прекрасными цветами, плодами и листьями».
Приведу пример: если вы собираетесь на свадебную церемонию своего брата или сестры, какой у вас будет наряд? Наверняка вы выберете самую лучшую и роскошную одежду. Может быть, вы даже целый месяц будете готовиться, ходя по салонам красоты и примеряя различные украшения. Сейчас вы ходите в обычной одежде, но, если бы я вас увидел на свадьбе, то просто бы не узнал. А если бы вы пришли сюда в таком виде, то узнать вас стало бы еще сложнее.
Так вот, Кришна – это лучший и самый желанный гость Вриндавана! Все, что делают враджаваси, они делают ради Него, самой их жизни. Когда Кришна входит во Врадж и видит деревья в прекрасном убранстве, Он счастлив, и деревья служат Ему, чем могут.
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит: «Кришна приходит во Вриндаван, и все деревья предлагают свои цветы Его лотосным стопам», говоря Ему: "Свагатам", что означает «добро пожаловать». Когда подлинный гуру посещает дом своего ученика, имеет место истинный вайшнавский этикет. Что вам нужно сделать, если в ваш дом придет гуру? Вам следует оставить асану, встав и поприветствовав его. Это первый элемент этикета. Затем вы должны предложить его лотосным стопам цветы. Далее, что говорит настоящий ученик своему гуру? Он говорит: «О, Гурудев, свагатам, свагатам. Всегда пребывай в хридаи-мандире, храме моего сердца».
Что вы чувствуете, когда встречаетесь со своим дорогим другом? Ваше сердце погружается в глубокую радость, и слезы бегут из глаз, потому что вы ждали его. И когда вы увидите его, то что почувствуете? Сердце тут же растает.
Итак, лепестки падают с деревьев, как снег в России, и образуют собой ковер для Кришны. Деревья думают: «Как же наш возлюбленный Говинда будет ступать по тропам Вриндавана Своими нежными стопами? Там ведь столько разных колючек и острых камешков. А вдруг Он уколется?» На самом деле во Вриндаване нет ни колючек, ни острых камешков, но деревья не могут представить, как стопы Говинды, красноватые от кункумы гопи и более мягкие, чем вата, будут ступать по тропам Вриндавана.
В «Гопи-гите» поется: «О, Прана Канта! О, наш возлюбленный Говинда! Когда Ты пасешь коров, то бежишь вслед за ними».
Коровы могут забрести куда угодно, но у них есть копыта. Они не чувствуют никакой боли, наступая на колючую поверхность. Но если Говинда уколется, то Ему будет очень больно. Когда деревья памятуют об этом, их сердца тают. Гопи испытывают такое же настроение как и деревья, рассуждая: «О Говинда! Когда Ты отправляешься пасти коров, мы очень встревожены. Потому что Ты идешь босиком. На Тебе нет никаких туфель».
Нанда Махарадж сказал как-то Гопалу:
«Сейчас очень жарко и на дорогах столько острых камней. Как же Ты пойдешь пасти коров? Я дам тебе зонтик и туфли». Но Говинда ответил: «О отец! Коровы – это Мои иштадеви. Они – Мои матери и покровительницы. У них нет ни туфель, ни зонтиков. Поэтому, если ты раздашь им такие же туфли и зонтики как Мне, тогда Я тоже их возьму». Но как можно раздать коровам все это? Вот почему Кришна ходит во Вриндаване босиком и без зонтика.
Деревьям присуще настроение служения, через которое выражается их любовь. Когда Кришна приходит во Врадж, их ветви склоняются, образуя зонтики, прикрывающие Говинду от палящего солнца. Это похоже на то как ученик, сопровождающий своего Гуру, держит над ним зонтик. Ветви деревьев трутся друг об друга, издавая прекрасные звуки, приветствующие Говинду. Данная картина сродни тому, как жители города, трубя в трубы, приветствуют своего царя, который завоевал весь мир и теперь победоносно шествует домой.
Также разноцветные цветы раскрываются, и пыльца с этих цветов распыляется повсюду, поднимаясь в небо красным, желтым, синим и другими цветами. Это как праздник холи во Вриндаване, когда враджаваси осыпают друг друга разноцветными красками из порошков.
Завидя Кришну, цветы малати, жасмины и лотосы раскрываются, распространяя прекрасный тонкий аромат. Листья деревьев от радости пускаются в танец и начинают словно чамарой обмахивать Кришну. Деревья предлагают свои плоды и цветы Говинде. Это выражения их любви и влечения. И когда Кришна переходит в другой лес, они чувствуют разлуку с Ним. Они обнимают Говинду, и их ветви сами собой тянутся к Нему, говоря: «О друг, не уходи, не уходи!»
Когда ваш друг собирается уехать в другую страну, он стоит в аэропорту, собираясь пройти паспортный контроль, но вы не можете отправиться вместе с ним, потому что вы не летите. Что вам остается? Лить слезы, обнимать его и говорить: «О дорогой друг, не уходи, не оставляй меня!» Таким же образом, когда Говинда отправляется в другой лес, ветви деревьев не отпускают Его, преграждая Ему дорогу. Но Кришна должен идти. Он тоже обнимает деревья и льет слезы. Према – это двусторонний процесс. Кришна также охвачен разлукой. Он ничего не может сказать деревьям этого леса. Ему надо идти в другой лес, потому что там есть другие деревья, которые также ждут Его. Насколько глубока их любовь! Кришна говорит: «О друзья, пожалуйста потерпите, Я очень, очень скоро вернусь». Что отвечают деревья? Они поют:
говинда дамодара мадхавети
говинда дамодара мадхавети
хе кришна хе йадава хе сакхети
говинда дамодара мадхавети
Наши Госвами говорят: «Деревья Враджа похожи на домохозяев. Растения – их супруги. Цветы – их дочери, а плоды – сыновья.
Где находится Вриндаван? В вашем доме и в вашем сердце. Сделайте ваше сердце Вриндаваном, сделайте ваш дом Вриндаваном!
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Mосква, 22 апреля 2011