Наши писания рассказывают о трех братьях: Санатане Госвамипаде, Рупе Госвамипаде и Анупаме. Братья были рождены в очень знатной, брахманической семье.
В то время как Рупа и Санатана всегда пребывали в мыслях о Радхе и Кришне, у Анупама была естественная склонность размышлять о Сите и Раме.
В то время как Рупа и Санатана всегда пребывали в мыслях о Радхе и Кришне, у Анупама была естественная склонность размышлять о Сите и Раме.
Однажды Санатана Госвами сказал: «Анупам, ты должен поклоняться Радхе и Кришне». Хотя нет разницы между Кришной и Рамой, и Бог един, в наших писаниях говорится, что Кришна – это Верховная Личность Бога, Бхагаван, а Рама – Его воплощение.
Итак, Санатана Госвами сказал младшему брату: «Поклоняйся Радхе и Кришне». Считая старшего брата своим шикша-гуру, Анупам сказал: «Хорошо, я буду совершать бхаджан и садхану Кришне». Но сколько он ни пытался это делать, у него ничего не получалось, так как в голове возникал образ Рамы и Ситы.
Анупам очень переживал, и тогда Санатана Госвами сказал ему: «Хорошо, если ты не можешь поклоняться Радхе и Кришне, ничего страшного. Рамачандра – твой иштадев. Продолжай поклоняться Ему».
Так, несмотря на то, что у братьев не было единства в выборе поклоняемого Божества, они совместно совершали бхаджан и садхану.
Анупам очень переживал, и тогда Санатана Госвами сказал ему: «Хорошо, если ты не можешь поклоняться Радхе и Кришне, ничего страшного. Рамачандра – твой иштадев. Продолжай поклоняться Ему».
Так, несмотря на то, что у братьев не было единства в выборе поклоняемого Божества, они совместно совершали бхаджан и садхану.
Когда им было по 15-17 лет, их страной правил мусульманский шах Хусейн. Он возвел очень красивую мечеть, и в день празднования окончания строительства стал прославлять ее архитектора. Гордый архитектор ответил: «О, я мог бы спроектировать еще более великолепное здание!» Шаха очень разгневали его слова. Он сказал: «Если ты мог сделать лучше, то почему не сделал?» В приступе гнева он сбросил своего архитектора с вершины этой мечети, а затем закричал министрам: «Приведите его ко мне!», но никто не понял, что именно он просил. Шах был настолько зол, что все боялись переспросить его. Обеспокоенный министр метался из стороны в сторону: «Что же имел в виду шах? Чего он хотел от нас?»
В это время рядом с дворцом на скамье сидели Рупа и Санатана Госвами. Санатана заметил, что министр был очень обеспокоен, и спросил его, что случилось. Министр описал ситуацию и сказал: «Я не знаю, что имел в виду шах». Санатана Госвамипад был очень разумным и тут же ответил: «Шах просит вас привести ему архитектора! Может быть, ты не расслышал или испугался, но он попросил найти ему другого специалиста».
Тогда министр нашел такого человека и привел его к шаху. Гнев правителя начал стихать. Он спросил министра: «Как ты догадался, чего я хотел?» Министр ответил: «Вообще-то я сам не понял этого. Я увидел юношу, который подсказал мне, что ты искал архитектора». Шах очень удивился и спросил: «Кто же это?» Тогда министр рассказал ему о двух разумных юношах, и шах попросил привести их к нему. Те прибыли во дворец. Шах был очень доволен ими и дал им очень почетные должности в своем царстве. Санатану Госвами он назначил премьер-министром, а Рупу Госвами – министром финансов. И также он поменял их имена – Санатану Госвами стали называть Сакар Малик, а Рупу Госвами – Дабир Кхас.
Хусейн Шах был очень сильно привязан к Санатане Госвами. Однажды он сказал ему: «Я хочу завоевать Ориссу, Джаганнатха Пури!» Санатана Госвами подумал: «Джаганнатха Пури? Там же так много преданных, поклоняющихся Господу Джаганнатхе! Как же возможно, чтобы шах Хусейн отправился военным походом в это место?»
Рупа и Санатана служили царю-мусульманину, но в их доме все поклонялись Радхе и Кришне. Ночью они снимали свою исламскую одежду, наносили тилак и встречались с Шри Чайтаньей Махапрабху. За несколько месяцев до объявления военных планов шаха, Господь Чайтанья Махапрабху встретился с Рупой и Санатаной Госвами в Рамакели, где они узнали, что Он собирается идти во Вриндаван, и Его путь пройдет через Джаганнатха Пури.
Не желая участвовать в планах шаха, Санатана Госвами сказал царю: «Я заболел и несколько дней не смогу выходить на службу». Шах так любил Санатану, что отправил к нему доктора. Придя, врач увидел, что Санатана сидел вместе с преданными и читал «Бхагаватам». Он понял, что Санатана не болен, и передал соответствующий отчет шаху. Тот подумал: «Санатана Госвами не хочет вместе со мной завоевывать Джаганнатха Пури!» Он очень разгневался и бросил Санатану в темницу, заковав его руки в кандалы, а затем отправился на юг, чтобы захватить Ориссу. Тем временем Рупа Госвами, вспоминая слова Господа Чайтаньи Махапрабху о том, что необходимо оставить все и совершать бхаджан и садхану во Вриндаване, решил уйти с государственной службы. Но перед тем, как покинуть свой пост, он оставил приличную сумму денег для Санатаны Госвами человеку, которому доверял.
Санатана Госвами, получив эти деньги, сказал своему охраннику: «Ты – мусульманин, слуга Господа! Послушай, у меня есть с собой восемь тысяч золотых монет. Выпусти меня из темницы, и я заплачу тебе!» Однако охранник задумался: «Если я его выпущу, шах казнит меня». Тогда Санатана Госвами добавил еще две тысячи золотых монет к сумме, и глаза смотрителя тюрьмы загорелись от жадности. Он подумал: «Если я выпущу Санатану Госвами, шах казнит меня. Но с другой стороны, мне нужны эти деньги!» Тем временем Санатана продолжал уговаривать его: «Ты – мусульманин, и я – мусульманин! Как только ты отпустишь меня, я больше не вернусь в эти края, а отправлюсь сразу в Мекку и Медину». Однако смотритель тюрьмы ответил: «Нет, нет. Если шах узнает, он отрубит мне голову». Тогда Санатана сказал: «Давай договоримся так. Ты скажешь шаху, что я отправился к реке, чтобы совершить омовение, и там со мной что-то случилось, я утонул». Такая версия устроила охранника. Он взял деньги и освободил Санатану.
Освобожденный Санатана Госвамипад пошел в Каши в дом Тапаны Мишры, где находился Господь Чайтанья. Гаурасундара сказал Тапане Мишре: «К дверям твоего дома подошел один вайшнав. Иди, встречай его!» Однако, когда Тапана Мишра вышел, он не увидел никого, кроме мусульманина с длинными волосами и бородой. Он вернулся в дом и сказал: «Я видел только мусульманина». Махапрабху ответил: «Нет, нет. Внешне он выглядит как мусульманин, но сам является вайшнавом!» Тапана Мишра снова вышел и очень смиренно поклонился Санатане Госвами. Увидев Санатану, Шри Чайтанья Махапрабху обратился к нему: «Ты должен сбрить свои волосы и бороду!» Тогда Санатана Госвами побрился, нанес тилак и надел вайшнавскую одежду.
Быть вайшнавом означает быть джентльменом. Вайшнав всегда должен быть чистым и опрятным. Когда Шрила Свами Прабхупада проповедовал в Америке, к нему приходило много хиппи с длинными бородами, запутанными и заплетенными в косички волосами, а также в странных одеждах, пугающих своим видом. Однако Господь Чайтанья дал наставление, что вайшнав должен выглядеть аккуратно, без бороды и дредов на голове. Поэтому Свами Махарадж никогда не давал расти бороде и тщательно брил лицо.
Итак, ночью Господь Чайтанья и Санатана Госвами встретились и стали обсуждать хари-катху. Санатана спросил: «Кто я? Кем я являюсь? Почему я испытываю тройственные страдания этого мира? Какой должна быть наша духовная практика и цель духовной жизни?» Махапрабху ответил:
дживера 'сварупа' хайа -
кришнера 'нитйа-даса'...
(Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 20.108)
[Мы – вечные слуги Верховной Личности Бога Кришны. Это наше истинное предназначение. Майя наказывает нас, если мы не служим Ему. Как избавиться от оков майи? Принять прибежище у лотосных стоп истинного Гуру и совершать бхаджан.]
Махапрабху сказал: «Нет разницы между садханой и садхьей, практикой и целью преданного служения» И то, и другое – это харинама. Повторяйте святые имена:
Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе
Учение Санатаны Госвами имеет очень большое значение для нас.
Гаура Премананде!
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Бразилия, 9 июня 2017
Бразилия, 9 июня 2017