Посмотрите, сколько сменилось людей за время парикрамы! Некоторые приехали к ее середине и уже уехали. Посетивших парикраму очень много. Несмотря на то, что мы просим людей регистрироваться, посчитать всех очень сложно. В этой вселенной тоже происходит движение: столько людей приходит и уходит, кто-то рождается, кто-то умирает. Но мы помним только тех, кто оставил о себе память: писателей, поэтов, политических лидеров, ученых, и т.д. Почему, к примеру, мы помним о таких личностях как Махатма Ганди и Рабиндранат Тагор? Почему отмечаем дни их рождения? Потому что до того, как оставить этот мир, они сделали что-то для общества. И теперь, в школах мы учим их биографии, учение, мораль, стоящую за их поступками. Однако, все они – материалистические личности. Но есть также духовные личности, чья жизнь тоже описана в литературе: те, у кого была сильная любовь и привязанность к Господу, кто посвятил свою жизнь служению Ему и установил принципы духовной жизни. Например, Хануман. Почему мы помним о нем? Потому что он – несравненный слуга Господа Рамачандры, дающий всем нам пример служения своему иштадеву.
Мы слышали о лилах многих Вайшнавов и о том, как они совершали бхаджан. Нам также довелось слышать о жизни и лилах Шрилы Бхакти Прамод Пури Госвами Махараджа. Жизнь этого человека – пример совершенного Вайшнава. Он был очень отреченным и невероятно смиренным, воплощением шлоки «тринад апи суничена».
Как-то раз один вайшнав в храме описывал признаки каништхи-адхикари. Его речь слушал ученик Шрилы Бхакти Прамод Пури Госвами Махараджа. Выступающий говорил о том, что у каништхи-адхикари бывает привязанность к арчанам (поклонению Божествам), но при этом он не знает как служить и выражать почтение Вайшнавам. Например, если в комнату, где каништха-адхикари совершает поклонение Божествам, вдруг войдет Гуру или Вайшнав, то каништха-адхикари не будет отвлекаться от своего служения и не предложит им поклоны. А кто такой уттама-адхикари? Это Вайшнав, находящийся на уровне бхавы, который осознал свою сварупу, и в соответствии с этим осознанием служит своему Иштадеву.
Поскольку Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж был рожден в брахманической семье, то он с детства имел привязанность к поклонению Божествам. И поэтому его ученик, услышавший описание неофита, сделал вывод: «Что это значит? Если мой Гурудев испытывает привязанность к служению Божествам, значит, он – каништха-адхикари?» Он подумал, что его учителя критикуют, ведь преданный такого уровня не может быть гуру, поскольку у него нет знаний писаний. Ученик очень расстроился. Любой опечалится, когда услышит такое о своем гуру.
Затем 0н отправился к своему гуру Шриле Бхакти Прамоду Пури Госвами Махараджу, и войдя к нему в конату, сказал: «Гурудев, я ходил в один храм, и там тебя назвали каништхой-адхикари».
Услышав эти слова, Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж очень обрадовался. Он положил джапа-малу себе на голову и громко воскликнул: «Хари бол! Хари бол! Хари бол! Меня назвали каништхой-адхикари! А я думал, что я вовсе не Вайшнав. У меня было желание им стать, но когда я узнал о третьей шлоке «Шикшаштаки», описывающей смирение, то я понял, что не являюсь им. Может быть, в следующей жизни я бы стал мадхьяма-вайшнавом, а в какой-нибудь другой – уттамой».
Возвышенные преданные всегда бывают очень низкого мнения о себе. Таким был Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Картика, 13 ноября 2016