Малейшая ошибка на пути кармы, йоги, гьяны или тапасьи приведет к падению, но если такую же ошибку совершить на пути преданного служения, то никогда не падешь. Я всегда цитирую стих из «Бхагавад-гиты», в котором Кришна говорит Арджуне:
нехабхикрама-нашо ’сти
пратйавайо на видйате
св-алпам апй асйа дхармасйа
трайате махато бхайат
пратйавайо на видйате
св-алпам апй асйа дхармасйа
трайате махато бхайат
(Бхагавад-гита, 2.40)
[«Тот, кто встал на этот путь, ничего не теряет, и ни одно его усилие не пропадает даром. Даже незначительное продвижение по этому пути оградит человека от величайшей опасности». ]
Если вы хотя бы немного продвинулись в бхакти-йоге, то никогда не падете. Если хоть раз послушали хари-катху, то результат останется с вами на всю жизнь. Если всего один день повторяли святые имена, итог этого действия сохранится навсегда. Бхакти прославляется в стольких стихах.
варам панча-динани ча
на ту калпа-сахасрани
бхакти-хинасйа кешаве
(Хари-бхакти-виласа, 10.317)
[«Лучше человеку прожить в этом мире в течение пяти дней как преданному Господа Вишну, чем провести тысячи калп без бхакти». ]
Жизнь в течение тысячелетий без бхакти не имеет смысла. Но если прожить в этом мире всего пять дней, совершая преданное служение, то результат сохранится навеки.
Видите, бхакти это очень простой процесс. Если совершать его, то вам не грозит падение, и никаких дурных последствий также не будет.
Существуют лекарства, на аннотациях к которым написано: «Имеются побочные эффекты». Приняв их, пытаешься избавиться от головной боли, а взамен получаешь другую боль или кожную аллергию. Но есть снадобья, которые успешно справляются с болью, не вызывая побочных эффектов. Такой характеристикой обладает бхакти. Совершая безпримесное переданное служение Господу, вы не рискуете получить никаких дурных результатов, чего не скажешь о карме, гьяне, йоге и тапасье.
В «Шримад-Бхагаватам» описывается случай, когда в ходе ягьи была неправильно произнесена мантра. В итоге на месте того, кто должен был убить Индру (дословно – враг Индры), проявился демон Вритрасура, тот, кого убил сам Индра (дословно – тот, чей враг – Индра). Но в бхакти такого нет. Если не слишком грамотный, но совершающий бхакти человек скажет: «Вишная намаха», а пандит на его месте скажет: «Вишнаве намаха», то результат будет одинаковым. Даже если бхакта будет коверкать слова «Харе Кришна», все равно Кришна будет знать, что он обращается к Нему.
Маленький ребенок порой не может выговорить «мама» или «папа», но родители любят его не меньше. Господь говорит: «Бхава-грахи-джанардана», что означает: «Я принимаю настроение Моих преданных, а не произношение или что-либо еще». Он так сильно любит Своего преданного! Не карми, гьяни, йоги или тапасьи, а Своего преданного.
апи чет су-дурачаро
бхаджате мам ананйа-бхак
садхур эва са мантавйах
самйаг вйавасито хи сах
кшипрам бхавати дхарматма
шашвач-чхантим нигаччхати
каунтейа пратиджанихи
на ме бхактах пранашйати
(Бхагавад-гита, 9.30-31)
[«Даже если человек, занимающийся преданным служением, совершит самый отвратительный поступок, его все равно следует считать святым, ибо он исполнен решимости идти по верному пути.
Он быстро становится добродетельным и обретает вечный мир. О сын Кунти, смело заявляй каждому, что Мой преданный никогда не погибнет». ]
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Стерлитамак, 21 апреля 2007 (утро)