Получив однажды даршан Кришны, преданные стремятся обрести его вновь. Например, когда Нарада Риши лицезрел Господа, это было похоже на молнию — все произошло очень быстро. Господь был настолько прекрасен, что Нарада Риши был ошеломлен, увидев Его. Но он увидел Нараяну, а Враджендра-нандана Шьямасундара в миллионы раз прекраснее Нараяны. Дваракадхиша Кришна красивее, чем Господь Рамачандра, Матхурадхиша Кришна привлекательнее, чем Дваракадхиша Кришна, а Враджендра-нандана Шьямасундара ослепительнее, чем Матхурадхиша Сундар.
В зависимости от настроения преданных, Господь являет им различные образы. Если вы сравните образ Кришны, который Он проявляет в обществе сакхов, Своих друзей, с образом Кришны для мамы Яшоды, то увидите, что рядом с мамой Кришна более красив, чем со Своими друзьями. А если сравнить облик Бала-Гопала с обликом Кришны, пребывающего в окружении гопи, то рядом с ними Кришна становится еще прекраснее. Когда Он общается с Чандравали, Он выглядит по-другому. Но самый изумительный облик Говинда принимает, пребывая в обществе Радхарани. Тогда Его красота начинает просто сиять! Кроме того, рядом с Радхарани Кришна проявляет так много мадхурьи!
Кто в состоянии описать красоту Божественной Четы, когда Oни находятся на раса-стхали? Радхарани стоит по левую руку от Кришны, а Кришна, обнимая Ее, играет на флейте и искоса бросает на Нее Свои чарующие взгляды. Возможно ли описать Его прекрасный облик? Даже Лакшми, чьей обителью является Вайкунтхалока, была поражена красотой Кришны. Его красота пленяет всех женщин не только этого мира, но и Сваргалоки. А ведь обитательницы небесных планет сами так красивы. Их тела благоухают лотосами. Что и говорить про аромат, исходящий от тела Лакшми-деви? Но красота и запах тела Ситы-деви во много раз пленительнее. Все молятся ее лотосным стопам. Кто в состоянии затмить ее красоту? Рукмини и Сатьябхама. Они очень красивы. Их тела изливают благоухание. Но еще ослепительнее Радхарани и гопи, их красота и сладость. Все царицы Двараки сокрушительно повержены ими.
Кто в состоянии описать красоту Божественной Четы, когда Oни находятся на раса-стхали? Радхарани стоит по левую руку от Кришны, а Кришна, обнимая Ее, играет на флейте и искоса бросает на Нее Свои чарующие взгляды. Возможно ли описать Его прекрасный облик? Даже Лакшми, чьей обителью является Вайкунтхалока, была поражена красотой Кришны. Его красота пленяет всех женщин не только этого мира, но и Сваргалоки. А ведь обитательницы небесных планет сами так красивы. Их тела благоухают лотосами. Что и говорить про аромат, исходящий от тела Лакшми-деви? Но красота и запах тела Ситы-деви во много раз пленительнее. Все молятся ее лотосным стопам. Кто в состоянии затмить ее красоту? Рукмини и Сатьябхама. Они очень красивы. Их тела изливают благоухание. Но еще ослепительнее Радхарани и гопи, их красота и сладость. Все царицы Двараки сокрушительно повержены ими.
Когда Кришна находится на раса-стхали рядом с Радхаджи, Он кладет Свою левую руку на Ее левое плечо. Радхарани стоит с левой стороны от Кришны и Своей красотой превосходит красоту женщин во всех трех мирах.
«О Радха, когда же Ты даруешь мне Свой даршан?»
Таким образом, Кришна проявляет Свою сладость и красоту в соответствии с настроениями преданных.
Итак, получив изумительный даршан Бхагавана, возвышенный преданный Нарада Риши долгие годы ждал еще одного шанса. И Кришна исполнил его желание. Поскольку Нарада Риши был преданным в дасья-расе, Господь явился перед ним в образе Нараяны. Если же преданный находится в ватсалья-бхаве, то Бхагаван проявляет перед ним Свой облик Бала-Гопала. К преданному в сакхья-расе Он приходит в образе Гопала, который отправляется на пастбище пасти коров. У этого Кришны очень красивая питамбара и пояс с искусной отделкой. Он берет с Собою пастушью трость, и перекидывает вокруг шеи веревку, чтобы при необходимости можно было привязать ею коров. Такова Его лила в материальном мире. Но в духовной сфере она не нужна. Кому понравится, когда его связывают? Еще у Кришны есть красивый тюрбан. Он прекраснее тюрбанов остальных пастушков. В этом мире женщины одевают украшения, чтобы быть более привлекательными, но в трансцендентном мире украшения становятся красивее от того, что их носит Кришна. Не важно, как Он это делает, и насколько Он опрятен. Конечно, если вы находитесь в настроении айшварьи, то полагаете, что одежда иштадева всегда должна быть безупречной. Но Кришна небрежно накидывает Свои одеяния. Порой, встречаясь с гопи, Он набрасывает питамбару прямо на обнаженный торс. И все же, Он так великолепен! Все воплощения Кришны, увидев Его, поражены Его красотой. Невозможно вообразить, насколько Он прекрасен!
Когда вы наряжаетесь, то становитесь красивее. Но Кришна не нуждается в украшениях. Он надевает их лишь для их успокоения, потому что в духовном мире даже они обладают сознанием. Например, если Кришна не наденет Свои серьги, они расстроятся: «О, мы не можем послужить Кришне!» Но, в действительности, без них Кришна еще более красив, и нет слов, чтобы описать Его великолепие. Кришна очень сладостен, но, если мы начнем говорить о Махапрабху, то все эти моменты станут еще более удивительными и сладостными.
В соответствии с чувствами преданных, Кришна дарует им различные даршаны. Существуют даршаны в настроениях дасьи, сакхьи, ватсальи и мадхурьи. В настроении айшварьи преданные предлагают Господу поклоны, и молятся так: «О Прабху, я не квалифицирован получить Твой даршан, я не совершаю никакого бхаджана, у меня нет истинного отречения, я просто предаюсь наслаждениям и подобен червю в испражнениях!» Преданные в дасья-расе тоже очень смиренно молятся Господу. Существует саттвика-викара — трансформация духовного экстаза, когда преданный, увидев образ Господа, лишается чувств. Преданные в дасья-расе очень смиренны. Это смирение пробуждает в их сердцах очень сильные духовные переживания.
Примером тому может быть смирение, исходящее из сердца Нанды Махараджа во Вриндаване, когда он говорит Уддхаве: «Ты сказал, что наш сын Кришна — это Бхагаван. Но мы никогда не слышали об этом». Родители никогда не скажут: «Мы хотим обрести пыль с лотосных стоп нашего сына». Но, пребывая в глубочайшей разлуке, Нанда Махарадж говорит: «Я хочу, чтобы мой ум был непрерывно погружен в лотосные стопы Кришны». Когда такое смирение оказывает очень сильное влияние на сердце преданного, то у него проявляется настроение дасьи. Например, если вы будете кипятить молоко и опустите в него травинку, то, чем дольше вы будете его кипятить, тем активнее травинка будет опускаться и подниматься. Подобным образом, према восходит на такой уровень, что в сердце преданного проявляется очень глубокое смирение, называемое айшварья-пракаш, или смирение в настроении благоговения. Бхакта начинает думать о себе, как о слуге, но потом это чувство исчезает.
Преданный в дасья-расе настолько преисполняется блаженства, что теряет сознание. И Господь говорит: «Сколько же аскез ты совершил, чтобы получить Мой даршан! Ты терпел и холод, и жару!» Вы думаете, что, если вы просто будете сидеть в комнате с кондиционером и повторять святые имена Господа, то обретете Его даршан? Харидас Тхакур совершал бхаджан, сидя под палящим солнцем. И, когда Махапрабху увидел это, Его сердце растаяло. Мы не в состоянии развить такого отречения. Сколько лет нам остается совершать бхаджан? Никто не знает. Но наши Госвами совершали истинный бхаджан, и это происходило у них естественным образом. Видя ваше отречение, Господь будет доволен вами, подобно тому, как Он был доволен Харидасом Тхакуром, когда тот повторял святые имена в нестерпимой жаре.
Однажды Махапрабху пришел к Харидасу с маха-прасадом от Джаганнатхадева — деревянной палочкой для чистки зубов. Господь Чайтанья воткнул ее в землю, и из нее тут же выросло огромное дерево Шри Сиддха-Бакул, которое дало тень Харидасу Тхакуру. Кроме того, Махапрабху попросил преданных, чтобы они построили хижину Харидасу. Тот был против этого, но Махапрабху все равно настаивал: «Рупа и Санатана иногда приезжают к тебе и останавливаются в святом месте. Так пусть это будет ваше общее жилище».
Глядя на состояние бхакты, пребывающего в дасья-расе, Бхагаван берет раковину и касается ею его подбородка. Тогда преданный открывает глаза, и, видя прекрасный облик Господа, опять лишается чувств, а Господь вновь возвращает его к ним. Затем Кришна проявляет Свой удивительный аромат, исходящий от Его лотосного тела. Что было бы с вами, если бы вы почувствовали его? Даже олени, пупок которых источает мускус, ощутив чарующий аромат тела Кришны, сходят с ума в поисках его источника, и, позабыв обо всем, устремляются к нему. Так, Господь распространяет Свою саундарью — красоту, и саурабхью — пленительный аромат. Ощутив этот аромат, преданный вновь теряет сознание. Затем он испытывает очень сильную ананду — блаженство, и начинает плакать от счастья. Вы знаете, что слезы грусти — холодные, а слезы счастья — теплые? Увидев Господа, преданный тонет в слезах: «О, насколько же прекрасен аромат тела Господа!», — и вновь падает без чувств. Тогда Бхагаван говорит преданному: «Я в плену твоей любви!»
Когда лотос расцветает, то с дуновением ветерка его аромат разносится повсюду, приглашая пчел и шмелей вкусить его благоуханный нектар. Таким же образом, преданные источают приятный аромат, а Господь как шмель, летит к их сердцам.
Что делает шмель? Он пробирается в лотос. Затем, когда солнце садится, а лепестки лотоса закрываются, шмель остается внутри на всю ночь. На самом деле, он способен проделать отверстие даже в дереве, но сейчас не может пробиться сквозь тонкий лепесток лотоса, потому что охмелел от его нектара и не способен пошевелиться. Лишь наутро он вылетает из цветка.
Господь как этот шмель находится во власти любви Своего чистого преданного. Вкушая аромат его сердца, Он пленяется им и говорит: «Я связан тобой. Почему же ты плачешь?»
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Дели, 24 марта 2018