Туласи – это Кришна-прия, очень дорогая служанка Кришны. Когда Кришна исчез с танца раса, гопи спросили Туласи: «O Туласи, ты видела, куда исчез наш Говинда?» Маленькие голубовато-беловатые цветочки ничего не ответили. Тогда гопи сказали цветочкам: «Вы должны были заметить Кришну, когда Он, дотронувшись до вас, прошел мимо. Куда Он отправился? Вы смеетесь и обнажаете зубки».
Гопи думают, что цветочки Туласи улыбаются, и у них видны зубы. Они говорят: «Вы должны были увидеть Кришну. Мы знаем, что вам известно, где Он. У вас нет никакого чувства разлуки с Говиндой, потому что вы только что встречались с Ним. И вы очень близки Говинде. Он всегда держит вас на Своем теле».
Когда Кришна ест или спит, то Туласи всегда рядом, на Его теле. Что бы мы ни предлагали на алтаре, мы всегда должны класть рядом ее листок. Даже когда мы ухаживаем за шалаграма-шилой, Господом Нараяной, то предлагая Ему асану, должны положить платформу из Туласи, смазанной чанданой, и тогда туда придет Господь. Затем следует поместить еще один листок Туласи на шалаграма-шилу, потому что она – это Господь Нараяна, и никогда не разлучается с Туласи. Только лишь во время омовения и сна Божества вы можете убрать листок. В остальное время он должен быть на шалаграме. Таков процесс поклонения.
Ни на мгновенье Господь не разлучается со Своей дорогой служанкой. Поэтому гопи сказали ей: «О Туласи, ты Кришна-прия. Ты всегда пребываешь с Говиндой. И мы видим, что ты не страдаешь в разлуке с нашим возлюбленным. Если бы ты страдала, то смогла бы понять нас. Но тебе это неведомо. Ты не знаешь, что такое разлука с Говиндой. У нас такая боль в сердце, а ты смеешься. Ты не можешь нас понять, только радуешься и показываешь свои белые зубы».
Гопи находятся в глубокой махабхаве. Они смотрят на Туласи и видят ее маленькие цветки смеющимися. Когда на ней вырастают цветочки, можно заметить, что снизу они имеют голубоватый оттенок, а сверху - белый, и напоминают зубки.
Гопи продолжали: «Ладно, мы не будем тебя спрашивать. Все равно ты не можешь нас понять. Пойдемте в другое место и спросим кого-нибудь». Так, охваченные махабхавой, гопи взирают на мир и окружающих.
Бхава-анукула предполагает Туласи-севу. Вринде намас те чаранаравиндам. Без милости Туласи, Вринды-деви, невозможно достичь совершенства, кришна-премы. Поэтому в вайшнавском этикете отводится особое место священному дереву. Мы почитаем ее, поливаем, и т. д. – совершаем восемь видов служения. Получить ее даршан – один из видов служения. Дотронуться до нее – другой вид служения, называемый спаршанам. Поливать ее, джала-дана – еще один вид Туласи-севы. Также прославление и совершение вокруг нее парикрамы. В «Арчана-дипике» описаны все виды Туласи-севы. Шраванам, киртанам, смаранам.
Проснувшись, нужно вспомнить о Туласи. Каждый день необходимо прикасаться к ней. Так очищается сердце. Вринда-деви будет счастлива, если мы будем совершать ей служение. Она проявляется в материальном мире в образе Туласи и дает нам столько милости.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Самара, 28 апреля 2011