Что будет, если настоящая жадность проявится в сердце преданного? В «Шри Рагавартма-чандрике» Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет: «Настоящая жажда в сердце имеет три признака». Первым признаком является то, что преданный начинает следовать всем правилам и предписаниям, упомянутым в разделе вайдхи. Следующий признак – это стремление садхаки жить во Вриндаване. Тиштхам врадже – это предписание, которое гласит, что преданному необходимо пребывать во Врадже. Если это невозможно физически, то надо находиться там в своем уме. Где находится Врадж? Там, где Радха и Кришна являют Свои сладостные игры. И третий признак, который проявится в сердце преданного – он будет пребывать вместе с враджа-расика-гуру и слушать из его уст повествование о сладостных играх Божественной Четы.
Шрила Рагхунатха дас Госвами объясняет: «Если вы хотите погрузиться в Божественную любовь Радхи и Кришны, то должны следовать трем принципам: 1) укрыться у лотосных стоп Шримати Радхики, 2) жить во Вриндаване, 3) всегда общаться с враджа-расика садху и гуру. Таков процесс. Тогда вы сможете созерцать свое совершенное тело.
Итак, когда приходит жадность, то ей сопутствуют эти признаки. Но как она приходит? По беспричинной милости Гуру и Кришны при постоянном слушании хари-катхи.
Как-то раз один вор хотел украсть украшения Кришны. Услышав описание красоты Господа, он обрел жадность в сердце, и ему захотелось узнать, какими же богатствами Господь обладает. Вор отправился во Вриндаван, постоянно думая о Кришне и повторяя Его имя. Благодаря этому, из его сердца постепенно ушли все анартхи, и тогда Кришна подумал, что он стал достоин Его даршана. Говинда предстал перед ним как простой деревенский пастушок и подружился с ним. Когда воришка спросил, как Его зовут, то Говинда ответил: «Меня зовут Макханчор». Вор очень обрадовался, что его новый друг такой же как он, ведь известно, что «птицы одного пера летают вместе».
Кришна продолжил: «Я ворую масло, поэтому Меня зовут Макханчор». У вора родилось доверие по отношению к этому мальчику, и он начал раскрывать Ему свое сердце. Люди, у которых есть общие интересы, встречаются вместе. Такова природа. Если вы встретите садху, то что попросите у него? Рассказать вам хари-катху. А если сами являетесь садху, то будете встречаться с другими садху и обсуждать с ними кришна-катху. Но если вы – вор, то будете тянуться к себе подобным и обмениваться с ними информацией, сколько сегодня «заработали».
Таким же образом, вор захотел обсудить с Кришной совместный план действий будущей кражи. Но Кришна – это Бхагаван. Он очень быстро похитил сердце вора, ведь тот постоянно повторял святое имя:
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
Святое имя очень могущественно, даже тень харинамы (нама-абхас) невероятно сильна, поскольку разрушает все виды нежелательных качеств. Кришна похитил сердце вора, подружившись с ним, и у того проявился нама-абхас. Говинда понял, что он уже готов получить чистое святое имя, и исчез. Но прекрасные деяния Макханчора настолько запали вору в сердце, что он не мог забыть о Нем. Даже когда он ел или спал, то продолжал думать о Кришне: «Где Макханчор? Где Макханчор?» Такое поведение свойственно маха-бхагавате, который повсюду видит свое почитаемое Божество, и оно называется авеша. Авеша (поглощенность) и уткантха (стремление) – характеристики рагануга-бхакти.
Таким образом, в шастрах объясняется – когда жадность проявляется в сердце, тому сопутствует три признака: желание жить во Врадже, общаться с возвышенными расика-садху и памятование об играх Кришны со служением Ему в своем изначальном духовном теле.
Когда такая неподдельная жадность придет в сердце преданного, то его покинет вкус к материальным вещам, и останется лишь стремление обрести даршан Кришны. Садхака будет непрестанно плакать и петь: «Когда же я увижу Кришну?»
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Красноярск, 2 мая 2011