В наши дни мы отмечаем дни явления и ухода одного из шести выдающихся Госвами – Шрилы Дживы Госвами. Я хочу рассказать вам о его жизни и бескомпромиссности. Если мы будем прославлять Вайшнавов, майя, иллюзорная энергия, не сможет на нас повлиять.
Отца Дживы Госвамипада звали Анупамой, он был родным братом Шри Рупы и Санатаны Госвами и был направлен лишь на своего иштадева, Господа Рамачандру.
Когда Джива Госвамипад подрос, его отец покинул этот мир, и мальчик переехал к своим родственникам. В то же самое время он встретил Нитьянанду Прабху. Будучи очень смышленым и талантливым, Джива Госвамипад всего за два года смог освоить Веды, Пураны, Упанишады и остальные писания. Вместе с Нитьянандой Прабху они совершили парикраму по Навадвипа-дхаме (святой земле Навадвипы). Шрила Бхактивинода Тхакур прославляет в своих трудах эту парикраму и беседы между Нитьянандой Прабху и Дживой Госвамипадом. Джива Госвамипад также получил милость от Вишнуприи-деви, супруги Господа Чайтаньи Махапрабху.
Во время Навадвипа-дхама парикрамы, Нитьянанда Прабху обратился к Дживе Госвами: «О, Джива! Отправляйся во Вриндаван к своим дядям, Рупе и Санатане Госвами и оставайся с ними». Джива Госвами внял словам Нитьянанды Прабху и отправился во Вриндаван.
По пути во Вриндаван он решил остановиться на несколько дней в Каши, Варанаси, чтобы послушать искусного знатока Веданты, ученого Мадхусудану Вачаспати. Особенно Дживу Госвами интересовала беседа между Господом Чайтаньей Махапрабху и Сарвабхаумой Бхаттачарьей об Адвайта-сиддханте (недвойственные заключения) и то, как Господь Чайтанья Махапрабху разгромил философию имперсонализма.
Время шло, и вот уже несколько месяцев Джива Госвамипад слушал хари-катху из лотосных уст Мадхусуданы Вачаспати. Затем, он прибыл во Вриндаван и примкнул к Рупе и Санатане Госвами, получив дикшу от Рупы Госвамипада.
Однажды, когда Шрила Рупа Госвами писал одну грантху (священный текст), к нему пришел очень выдающийся ученый, Валлабхачарья. Он спросил Рупу Госвами: «Рупа, что ты пишешь?». Рупа Госвами ответил: «Я пишу "Бхакти-расамрита-синдху"». Валлабхачарья снова спросил: «А какой стих ты пишешь?» Рупа Госвамипад процитировал стих:
бхукти-мукти-спрха йаватпишачи хрди вартате
тавад бхакти-сукхасйатракатхам абхйудайо бхавет
(Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 19.176)
[«Материальное желание наслаждаться этим миром и желание освободиться от материального рабства сравнивают с двумя ведьмами. Они преследуют человека, подобно злым духам. Пока эти две ведьмы находятся в его сердце, о каком трансцендентном блаженстве можно говорить? Пока в сердце есть эти ведьмы, трансцендентное блаженство преданного служения познать невозможно». ]
Валлабхачарья опроверг то, что написал Рупа Госвамипад, сказав: «Рупа, почему ты сравнил мукти, освобождение из материального мира с ведьмой? Ведь его не так легко достигнуть?» Рупа ничего не возразил, потому что он был очень смиренным. Вайшнавы всегда очень смиренны.
Он ответил: «Ты очень сведущ. Пожалуйста, исправь мои стихи так, как считаешь нужным». Валлабхачарья сказал: «Уже полдень. Я должен принять омовение в Ямуне. Возможно, завтра я приду и внесу исправления».
В то время Джива Госвамипад был еще очень юным. Он услышал эту беседу и очень разгневался на Валлабхачарью, однако не сказал ни слова в присутствии своего Гуру. Джива Госвами думал: «Все, что пишет мой Гурудев – совершенно. Как этот человек может исправлять книги моего Гуру?»
Увидев пустую чернильницу, Джива Госвамипад попросил у Рупы Госвами разрешения наполнить ее и пошел к Ямуне в то место, где Валлабхачарья принимал омовение.
Там он подошел к Валлабхачарье и сказал: «Все, что пишет мой Гурудев – совершенно. Почему же вы хотите исправить его стих?»
«Потому, что твой Гурудев сравнил мукти с ведьмой».
«Нет, нет. Мой Гурудев сравнил с ведьмой желание обрести мукти».
Джива Госвамипад разъяснил Валлабхачарье, что имел в виду Шрила Рупа Госвами, одержав над ним верх, и тот задумался. После омовения он вернулся к Рупе Госвамипаду и спросил: «Рупа, кто этот мальчик? Он очень разумен».
Рупа Госвамипад очень смиренно ответил: «Нас с ним связывают два типа отношений. Он мой племянник и ученик».
«Знаешь, я не буду исправлять твою книгу, потому что он одержал надо мной победу». – заключил Валлабхачарья.
Когда он ушел, Рупа Госвами рассердился на своего ученика и сказал ему: «Джива, чему нас учит Чайтанья Махапрабху?»
тринад апи суничена
тарор ива сахишнуна
аманина манадена
киртанийах сада харих
(Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 17.31)
[«Непрестанно воспевать святое имя Кришны может лишь тот, кто смиреннее травинки и терпеливее дерева, кто выказывает надлежащее почтение окружающим и к себе такового не ждет».]
Шри Рупа Госвами продолжал: «Он – ученый, который пришел ко мне за именем, славой и репутацией. Почему ты не выразил ему почтение? Ты не достоин оставаться со мной и совершать бхаджан-садхану. Уходи!»
Джива Госвамипад ушел и поселился в месте, некогда кишащем крокодилами. Он три дня не принимал прасад и думал: «Что же мне делать?»
Все жители Вриндавана, включая Санатану Госвами, искали его. Люди между собой говорили, что он живет в крокодильей норе.
Когда Санатана Госвамипад нашел Дживу Госвами, он привел его к Рупе и сказал: «Рупа, чему нас учит Чайтанья Махапрабху?
– Дживе дайя паро дхармо – оказывать милость всем живым существам.
– Но Джива тоже живое существо.
Тогда Шрила Рупа Госвамипад вновь дал Дживе Госвами прибежище своих лотосных стоп, обняв его, и тот вернулся к служению своему гуру.
Итак, какова мораль этой лилы? С одной стороны, Рупа Госвамипад, с другой – Джива Госвами. Рупа Госвами говорит, что надо всегда быть смиренным и почитать других. А у Дживы Госвамипада сильная вера в своего Гуру. В писаниях говорится, что тот, кто критикует Гуру, никогда не обретет веру. Поэтому, будьте осторожны. Гурупада-падма-ништха, имейте твердую веру в лотосные стопы духовного учителя, никогда не критикуйте его и Вайшнавов. И никогда не общайтесь с теми, кто критикует Гуру или Вайшнавов, иначе вы не сможете оказывать им должного почтения. Вайшнав – это Гуру, а Гуру – это Вайшнав. Всегда. Нет разницы между тем и другим. Вы получили дикшу от одного Гуру, а кто-то другой – от другого. Так в чем разница? Ваш Гурудев для меня Вайшнав, а мой Гурудев для вас Вайшнав. И нет никакой разницы между Гуру и Вайшнавом. Тот, кто критикует Гуру и Вайшнавов никогда не сможет получить общение с ними. Будьте осторожны. Гуру-нинда… Наши шастры говорят: «Никогда не смотрите в лицо того, кто критикует Гуру или Вайшнава». Будьте очень осторожны. Совершайте садхану и бхаджан и никого не критикуйте.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Бразилия, 28 декабря 2014