Сегодня очень благоприятный день. Вы знаете какой? Сюда пришло много новых людей. Я расскажу вам об этом удивительном дне. Сегодня Экадаши-титхи. Что значит Экадаши? Два раза в месяц мы должны особым образом проводить этот день. Согласно карма-канде человек должен не только работать, но и отдыхать. Сколько дней в неделю вы работаете? Пять. А отдыхаете? Два. Вашему телу также, как и машине, требуется отдых. Особенно в этом нуждаются органы пищеварения. Потому что каждый день вы принимаете много различной еды. И для этого один день в месяц, а лучше два, вы должны давать отдохнуть своей пищеварительной системе.
Если вы не можете поститься полностью, то должны есть какую-то легкую пищу. Наши писания объясняют, что каждые 15 дней надо давать отдых желудку, принимая фрукты, молоко или йогурт. Даже ученые говорят, что из-за воздействия луны и океана вода в нашем теле находится в эти дни в особом состоянии. Это особенно характерно для промежутка времени между Экадаши и Пурнимой. Пурнима означает полная луна, а Экадаши значит одиннадцатый день от полной или восходящей луны.
В нашем теле очень много воды, и мы не должны нагружать его в день Экадаши. Также в этот период нельзя потреблять никакие виды зерна, ведь все грехи содержатся в них. Материалисты не могут в это поверить, но наши писания – Веды, Пураны, Упанишады – говорят о том, что в день Экадаши вся греховная деятельность, такая как убийство матери, отца или коровы, входит в зерновые.
Священные писания утверждают, что вы не должны есть зерновые в этот день. О каких культурах идет речь? Рис, дал, ячмень, пшеница, овес и горчичное семя. Если один день вы не поедите что-то из них, то не умрете, а если умрете, то будете очень удачливы, поскольку напрямую достигнете обители Господа, Вайкунтха-дхамы.
Если вы не можете поститься полностью, то должны есть какую-то легкую пищу. Наши писания объясняют, что каждые 15 дней надо давать отдых желудку, принимая фрукты, молоко или йогурт. Даже ученые говорят, что из-за воздействия луны и океана вода в нашем теле находится в эти дни в особом состоянии. Это особенно характерно для промежутка времени между Экадаши и Пурнимой. Пурнима означает полная луна, а Экадаши значит одиннадцатый день от полной или восходящей луны.
В нашем теле очень много воды, и мы не должны нагружать его в день Экадаши. Также в этот период нельзя потреблять никакие виды зерна, ведь все грехи содержатся в них. Материалисты не могут в это поверить, но наши писания – Веды, Пураны, Упанишады – говорят о том, что в день Экадаши вся греховная деятельность, такая как убийство матери, отца или коровы, входит в зерновые.
Священные писания утверждают, что вы не должны есть зерновые в этот день. О каких культурах идет речь? Рис, дал, ячмень, пшеница, овес и горчичное семя. Если один день вы не поедите что-то из них, то не умрете, а если умрете, то будете очень удачливы, поскольку напрямую достигнете обители Господа, Вайкунтха-дхамы.
Кто хочет умереть в день Экадаши? На самом деле, в этом нет необходимости, но, если вы оставите тело в этот день, это будет хорошо, но отлично от желания Кришны. Вы понимаете? Ваши рождение и смерть уже предрешены. Поэтому лучшее занятие в день Экадаши – это повторять большее количество кругов харинамы. И тогда по желанию Кришны придет ваш день, и вы оставите тело.
На самом деле, все мы боимся смерти. Поэтому, когда я спрашиваю, кто хочет умереть, никто не поднимает руку и не говорит: «Я!» Ведь кто не хочет жить? Только сумасшедший. Чистый преданный может сказать: «Да, я хочу умереть». Но он также может сказать: «Нет, нет, я не хочу умирать, потому что я могу оставаться в этом теле и служить Кришне. Зачем мне умирать?» Кришна очень милостиво даровал нам это человеческое тело. Без него мы бы не смогли совершать бхаджан и садхану. Когда желание Кришны придет – мы покинем это тело. Поэтому не нужно просить Его отсрочить или приблизить нашу смерть. В этом нет необходимости.
Бхактивинода Тхакур говорит:
бхаджите бхаджите, самайа асиле, э деха чхадийа дибо
[«Совершая бхаджан и садхану, я оставлю это тело, когда придет мое время». ]
Если вы будете соблюдать Экадаши-титхи, то достигнете шуддха-бхакти, чистого преданного служения.
мадхава титхи бхакти джанани джатане палана кори кришна-васати, васати боли', парама адаре бори
Бхактивинода Тхакур в этой бенгальской песне называет Экадаши матерью преданности. Итак, как нам следует погружаться в этот день? Просто повторяя святые имена.
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
[Гурудев и преданные поют «Нама-санкиртану» Шрилы Нароттамы даса Тхакура]
хари харайе намах кришна джадавайа намах
джадавайа мадхавайа кешавайа намах
гопала говинда рам шри мадхусудана
гиридхари гопинатха мадана-мохана
Господь Чайтанья Махапрабху говорит нам, как надо погружаться в Экадаши-титхи, или еще, как его называют, Хари-васана титхи. Что означает это название? Что в этот день мы всегда памятуем Шри Хари, Кришну. Другое название Экадаши-титхи – Мадхава-титхи. Одно из имен Кришны – Мадхава. Поэтому в день Экадаши старайтесь больше повторять святое имя, и тогда все ваши грехи уничтожатся. Если у вас хорошее здоровье, вы можете поститься, не принимая ни капли воды. Но если здоровье не очень крепкое, нет проблем. Вы можете принимать фрукты, молоко, простую пищу. Повторяйте в эти дни больше святых имен, чем в другие дни. И в особенности сегодня, в день Йогини Экадаши. Это очень прославленный день. Я кратко расскажу вам его историю.
В индийской культуре есть много полубогов и полубогинь. Полубога, правящего раем, зовут Индра. Также есть полубог Кувера. Кто он такой? Наши писания объясняют, что Кувера является Господствующим Божеством богатства. У него было очень много любви и привязанности к Господу Шиве. Брахма, Вишну и Шива – это тридевата, три главных полубога. Господа Вишну называют Верховным контролирующим. Он поддерживает все живые существа, Брахма является создателем, а Шива – разрушителем. Шива очень милостивый, ему легко угодить, но также и легко разгневать. Он является наивысшим среди Вайшнавов, и еще его называют Гуру. Будучи очень могущественным, он исполняет все желания того, кто поклоняется ему. Наши шастры никогда не пренебрегают Господом Шивой, потому что он очень дорог Шри Кришне. Они говорят о том, что без его милости вы не сможете попасть в танец раса. Если вы отправитесь во Вриндаван, то поймете какие у Санатаны Госвамипада были дружеские отношения с Господом Шивой.
Я сейчас расскажу вам то, как Кувера достиг положения главного хранителя богатств райских планет. Когда-то он был очень бедным. У него не было денег, абсолютно ничего. Он не мог даже поддерживать свою жизнь. Но однажды в очень благоприятный день Шива Чатурдаши (день, когда все поклоняются Господу Шиве, предлагая Ему воду Ганги и листья билва) он пришел в храм Шиваджи в поисках заработка.
В «Шримад-Бхагаватам» обьясняется, что в полночь, когда все покинули храм Шивы, этот бедный человек пришел в него и не увидел там ничего, кроме шива-лингам. Над шива-лингам был закреплен сосуд для поклонения, и из него лилась жидкость. Человек подумал: «Я ничего не нашел. Может быть, я возьму эту посудинку, продам ее на рынке и выручу кое-какие деньги». Так как посудина был установлена высоко, мужчина встал на шива-лингам и попытался снять ее. В этот момент из шива-лингам проявился Господь Шива и сказал: «Сегодня день моего явления. Все поклоняются мне с помощью различных ингредиентов: молока, сахара, йогурта, воды и меда. Мне предлагают цветы и фрукты, но никто не предложил мне самого себя, а ты только что это сделал. И я так счастлив, что готов дать тебе все, что ты захочешь».
Бедняк испугался и ответил: «Нет-нет, я совершил оскорбление». Однако Шива, будучи очень простым, ответил: «Вовсе нет. Я очень счастлив, что ты полностью предложил мне себя, встав на меня. Я знаю, ты хотел получить денег, и сейчас я дарую тебе все сокровища, ты станешь их хранителем». Так, Кувера был озолочен, получив милость самого Господа Шивы. Но не подражайте ему. На самом деле нельзя взбираться на шива-лингам, так как это является оскорблением. Вы должны отдавать почтение Господу Шиве. Господь Шри Хари – наш Верховный Господь, которому мы поклоняемся, но никогда нельзя пренебрегать Брахмой, Шивой и другими полубогами, потому что они являются слугами Господа Кришны.
Итак, сегодня Йогини Экадаши. Если вы будете правильно соблюдать его, то вся ваша греховная деятельность будет разрушена. Господь Кришна Сам говорит Юдхиштхире Махараджу: «О, Юдхишхира Махарадж, послушай о славе Йогини Экадаши».
Вернемся к истории. Кувера, который является хранителем богатств райских планет, использовал лотосы в поклонении Господу Шиве. У него был человек, который приносил ему эти цветы. Его звали Хемамали. Однажды Хемамали опоздал. Кувера спросил его: «Почему сегодня ты так поздно принес цветы?» Но тот не дал вразумительного ответа. Он перестал своевременно обеспечивать Куверу цветами. Кувера подумал: «Что же с ним происходит?», и отправил своего шпиона следить за ним. Выяснилось, что Хемамали был очень привязан к своей жене. Он проводил с ней много времени, разговаривая и шутя, и поэтому не успевал приносить цветы. Это разозлило Куверу. Если кто-то сильно привязан к своей жене, он не может должным образом выполнять свои обязанности. Поэтому, Кувера стал отчитывать Хемамали: «Почему ты приносишь лотосы так поздно?» Хемамали ответил: «Я очень привязан к своей жене. У нее такие красивые глаза, я постоянно смотрю на них». И тогда Кувера проклял его, сказав: «Ты заболеешь проказой!»
Проклятие исполнилось. Однажды прокаженный Хемамали встретил очень возвышенного риши, который дал ему совет: «Ты можешь исцелиться от проказы, если будешь следовать Йогини Экадаши. Это даст тебе избавление от всех греховных деяний».
Так, соблюдая Экадаши, Хемамали освободился от болезни. Он снова начал служить Кувере и поклоняться Господу Шиве. Поэтому будьте очень осторожны. Погружайтесь в Экадаши-титхи. Даже Господь Чайтанья Махапрабху, Верховная Личность Бога, соблюдал его. Он спросил Харидаса Тхакура, ачарью святого имени: «Как могут освободиться из этого материального мира деревья, птицы, животные? Они ведь не могут повторять святое имя?»
Но мы с вами люди. Или все же нет? Наши писания объясняют: наличие пары рук и ног не делает нас людьми. Люди должны совершать духовную практику. Если вся наша жизнь сводится к еде и сну, тогда это просто животная жизнь. Мы едим, спим, и звери тоже. Мы сражаемся, и они сражаются друг с другом, деля: «Это твое, это мое». Как животные, так и люди зачинают и растят детей. Так в чем же разница? Попытайтесь понять, что есть только одна вещь, отделяющая людей от животных, и она называется парамартха. Это духовные вещи, то есть следование правилам общества и повторение святых имен. В отличие от зверей мы можем понять, что хорошо и что плохо, где греховная, а где благочестивая деятельность.
Писания говорят, что жизнь в теле животного дается как результат греховной кармы в предыдущих рождениях. В человеческом теле мы также страдаем от собственных плохих поступков, но только в нем мы можем получить истинное сокровище, называемое кришна-бхакти, служение Господу. Мы люди, и поэтому пришли в храм, чтобы получить даршан Господа. В отличие от животных, мы можем повторять святое имя:
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
Писания утверждают, что человеческая жизнь крайне редка. Спустя миллионы жизней в разных телах, мы, наконец, получили от Господа в дар эту человеческую форму. Только в ней можно обрести освобождение и отправиться к Нему. Неважно, верите вы в это или нет, атеисты вы или нет, факт остается фактом. Просто поймите, что это правда. Ваша прошлая деятельность определяет то, сколько денег вы получите в этой жизни, будет ли у вас жена, и т. д. И вы не можете получить больше или меньше, чем заслужили. Если в предыдущей жизни вы делали какие-то пожертвования, то в следующей жизни получите их обратно.
Итак, Чайтанья Махапрабху спросил: «Как же животные освободятся из этого материального мира?» Если вы будете громко повторять святое имя, тогда деревья и животные услышат его и обретут освобождение. Поэтому, все вместе громко повторяйте святое имя:
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
Повторяйте святое имя и принимайте маха-прасад. Служите Гуру и Вайшнавам и никогда никого не критикуйте. Господь Чайтанья Махапрабху говорил, что не освободит того, кто критикует Вайшнавов. Поэтому просто повторяйте:
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
Носите кантхималы, не ешьте мясо и рыбу. Слово «мясо» звучит на английском как meat, и дословно обозначает «me eat», то есть «есть самого себя». Если вы будете есть животных, значит, в следующей жизни будут есть вас. Господь дал вам в пищу далеко не все. Вы же разумные люди, не глупцы. Поэтому попытайтесь понять, что Он все устроил, создав разную пищу. Бог дал траву, чтобы ее ели коровы и олени. Мы же не едим ее. Господь также создал тигра и оленя. Тигр ест оленя. Бог создал рис, дал, сабджи, овощи. Все это вы можете принимать в пищу, и это предписано шастрами. Без пищи не выжить, но надо знать, что можно есть, а что нельзя. Не причиняйте страдания живым существам. У вас есть дочки, сыновья? У коровы тоже. Если кто-то порежет вашего ребенка, вы будете расстроены или нет? Вам будет больно. А как же тогда можно убивать телят? Корова дает молоко. Она словно наша мать. Нужно отдавать ей почтение и сострадать. Вы должны дарить любовь всем живым существам. Все мы дочери и сыновья Господа, а Он наш отец. Поэтому надо отдавать почтение каждому и повторять святое имя:
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
Многие могут спросить: «Но вы же едите картофель? В нем тоже есть жизнь. Получается вы убиваете его. Это грех или нет?» Да, это правда, но наши писания говорят, что живые существа могут поддерживать свою жизнь только с помощью других живых существ. В картофеле есть жизнь, но есть три вида пищи: саттвик (благостная), раджасик (страстная) и тамасик (невежественная). Мы должны есть саттвичную еду, и тогда наша жизнь также будет саттвичной. Прежде чем есть такую пищу, нужно предложить ее Господу, и тогда вы будете свободны от всех грехов. «Шримад Бхагавад-гита» также говорит: «Что бы вы ни делали, предлагайте это Господу». Иначе, вы будете вкушать грех.
Если вы будете питаться так, как надо, тогда ваш ум будет в порядке, и вы сможете состредоточить его. Как христиане каждое воскресенье приходят в храм, также и вы каждый Экадаши приходите сюда и принимайте прасад. Если не можете посещать храм каждый день, будьте в нем хотя бы в эти дни.
Шрила Гурудев однажды сказал, что если вы придете в храм в день Экадаши, то во время его соблюдения и пения вы освободитесь от всех грехов. Это всего два дня в месяц. Вы должны прекратить есть мясо, рыбу. Поэтому я прошу вас каждый Экадаши приходить сюда. Пускай вас будет тысяча! Пускай все приходят, вкушают прасад и повторяют святые имена!
Завтра я буду здесь и еще больше прославлю Экадаши. Правильно проводя этот день, вы сможете продвигаться в духовной жизни, ведь вы люди, носите туласи-малу на шее, а значит, принадлежите Кришне. Экадаши-титхи очень могущественен.
Поднимите руку, у кого есть собака. Есть два вида собак: домашние и дворняги. Дворняги слоняются там-сям, и никому нет до них дела. Если одна из них забредет к вам, вы можете дать ей хлебушка, а потом скажете: «Иди отсюда». А своей собачке вы будете готовить, заботиться о ней, оденете ей ошейник. Таким же образом наша вайшнавская философия объясняет, что, если вы наденете туласи-малу, это будет указывать на то, что вы принадлежите Кришне. Носите туласи-малу и повторяйте святое имя. Джай Шрила Гурудев!
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Рио-де-Жанейро, 20 июня 2017