Вьявадхана означает повторение святого имени с различными помехами. Это называется вьявадхана-юкта – святое имя, которому мешают какие-то препятствия. В этом случае воспевание или слушание святого имени более нечисто, чем нама-абхаса, и еще больше удалено от повторения чистого имени.Чем больше дистанция, тем меньше эффект. Воспевание, которое из-за препятствий приносит незначительный результат или не дает его вовсе, называется нама-апарадхой, или оскорблением. Препятствие вьявадхана (разделение) – это ложная идея, что имя Кришны и Сам Кришна отличны и отделены друг от друга. Другими словами, убежденность в том, что в имени не присутствует Абсолютная Истина и потому его воспевание не может привести к высочайшему осознанию истины, называется вьявадхана, т.е. разделение. Пока существует такое представление, невозможно обрести любовь к Господу.
Существует два вида вьявадханы:
1. Варна-вьявадхана (слоговое разделение);
2. Таттва-вьявадхана (философское разделение).
Примером варна-вьявадханы является слово хатикари. Первый слог этого слова ха, а последний – ри. Поэтому сочетание первого и последнего слогов дает нам звук, или слово, хари. Если вы повторяете слово хатикари, то неосознанно произносите имя Бога. Шрила Харидас Тхакур объяснил, что это вьявадхана-юкта-нама-абхаса. Слоги посередине являются препятствием, или помехой, при повторении святого имени. Если кто-то воспевает святое имя таким образом, он также освободится из материального мира. Святое имя очень могущественно.
Таттва-вьявадхана – препятствие, вызванное концепцией имперсонализма (майявадой), живущей в сердце того, кто воспевает.
Если повторение святого имени лишено этих вьявадхан, оно может быть чистым.
Шрила БВ Вана Госвами Махарадж
"Сокровища сердца", глава 1