Каково значение слова мадхурья? Сладость. В Кришне мадхурья первостепенна, а аударья (великодушие) — второстепенна. Но в лилах Махапрабху аударья играет главную роль, а мадхурья — дополнительную. В Своих проявленных играх Кришна раздавал прему только обитателям Вриндавана, Своим вечным спутникам, подобно тому, как вы, устроив праздник в своем доме, приглашаете только членов своей семьи, но не зовете никого постороннего. Кришна не раздавал божественную любовь обычным обусловленным душам. Перед тем, как сделать это, Он освобождал их.
Как говорится в этой шлоке:
«Где еще найду я покровителя более милостивого, чем Он, пожаловавший место матери вероломной ведьме [Путане], несмотря на то что она, смазав свою грудь смертоносным ядом, дала ее Господу».
Когда Путана пришла во Вриндаван, Кришна одарил ее божественной любовью и отправил на Голоку, где она получила положение служанки мамы Яшоды. Как говорится в этом стихе: кам ва дайалум шаранам враджема. (Где еще я найду покровителя более милостивого, чем Он?)
Кто не захочет принять прибежище у Кришны во Врадже? Путана пришла во Вриндаван, приняв облик матери, чтобы убить Кришну, а что Он сделал? Уничтожил ее демоническое тело, дав ей место на Голоке. Таково было проявление великодушия Кришны — аударьята. Аударьята делает вас квалифицированным человеком. Кришна обладает этим качеством, и, проявляя его, дарует освобождение Путане. Эта демоница не совершала никакой садханы и никакого бхаджана. Она была ракшаси, убивала маленьких детей и пила их кровь. От ее тела исходило зловоние. Но Господь уничтожил это дурно пахнущее тело, и даровал ей дивья-апракрита-шариру — трансцендентное божественное тело, после чего дал ей место служанки на Голоке. Так она получила возможность служить Кришне.
В Своих проявленных лилах Говинда раздает прему деревьям, лианам - всем тем, кто является Его вечными спутниками. Они пришли из трансцендентного мира, проявившись здесь, в материальном мире. Деревья и лианы Вриндавана, гопы и гопи — снизошли из Нитья (вечной) Голоки Вриндаваны, трансцендентного мира. Своим прекрасным обликом пастушка и взглядами из уголков глаз, Кришна одаривал их божественной любовью. Каким образом?
Когда Кришна входит во Вриндаван, деревья и лианы приветствуют Его. Они тут же начинают танцевать, а Кришна говорит: «О деревья, Моя прана-приятама, Шримати Радхика скоро придет сюда!» Тогда растения склоняются перед Ним. Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами говорит: «Лианы — это необычные личности, все они являются нитья-парикарами, вечными спутниками Кришны».
Все растения во Врадже являются сат-чит-ананда виграха — исполненными вечности, знания и блаженства. Они служат Кришне. Господь Сам приводит их в материальный мир, и они делают все в соответствии с Его желанием. Своими взглядами, брошенными искоса, Кришна дарует им столько премы! А также одаривает их ею во время Своего даршана или когда они касаются Его лотосных стоп.
Как говорится в этой шлоке:
ахо баки йам стана-кала-кутам
джигхамсайапайайад апй асадхви
лебхе гатим дхатрй-учитам тато 'нйам
кам ва дайалум шаранам враджема
(Ш.-Б., 3.2.23)
«Где еще найду я покровителя более милостивого, чем Он, пожаловавший место матери вероломной ведьме [Путане], несмотря на то что она, смазав свою грудь смертоносным ядом, дала ее Господу».
Когда Путана пришла во Вриндаван, Кришна одарил ее божественной любовью и отправил на Голоку, где она получила положение служанки мамы Яшоды. Как говорится в этом стихе: кам ва дайалум шаранам враджема. (Где еще я найду покровителя более милостивого, чем Он?)
Кто не захочет принять прибежище у Кришны во Врадже? Путана пришла во Вриндаван, приняв облик матери, чтобы убить Кришну, а что Он сделал? Уничтожил ее демоническое тело, дав ей место на Голоке. Таково было проявление великодушия Кришны — аударьята. Аударьята делает вас квалифицированным человеком. Кришна обладает этим качеством, и, проявляя его, дарует освобождение Путане. Эта демоница не совершала никакой садханы и никакого бхаджана. Она была ракшаси, убивала маленьких детей и пила их кровь. От ее тела исходило зловоние. Но Господь уничтожил это дурно пахнущее тело, и даровал ей дивья-апракрита-шариру — трансцендентное божественное тело, после чего дал ей место служанки на Голоке. Так она получила возможность служить Кришне.
В Своих проявленных лилах Говинда раздает прему деревьям, лианам - всем тем, кто является Его вечными спутниками. Они пришли из трансцендентного мира, проявившись здесь, в материальном мире. Деревья и лианы Вриндавана, гопы и гопи — снизошли из Нитья (вечной) Голоки Вриндаваны, трансцендентного мира. Своим прекрасным обликом пастушка и взглядами из уголков глаз, Кришна одаривал их божественной любовью. Каким образом?
Когда Кришна входит во Вриндаван, деревья и лианы приветствуют Его. Они тут же начинают танцевать, а Кришна говорит: «О деревья, Моя прана-приятама, Шримати Радхика скоро придет сюда!» Тогда растения склоняются перед Ним. Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами говорит: «Лианы — это необычные личности, все они являются нитья-парикарами, вечными спутниками Кришны».
Все растения во Врадже являются сат-чит-ананда виграха — исполненными вечности, знания и блаженства. Они служат Кришне. Господь Сам приводит их в материальный мир, и они делают все в соответствии с Его желанием. Своими взглядами, брошенными искоса, Кришна дарует им столько премы! А также одаривает их ею во время Своего даршана или когда они касаются Его лотосных стоп.
А что делал Господь Гаурачандра? Он раздавал самую возвышенную любовь всем и каждому: Своим парикарам, а также тем, кто находился за пределами Вриндавана. Такова Его особенность.
У Кришны тоже
есть аударьята — он освободил Путану.
Но Его мадхурьята стоит на первом
месте.
В качестве
примера можно взять распространение сладостей. Кришна решил: «Сначала Я раздам
их Своим парикарам, а затем уже и
гостям». Но Махапрабху говорит: «Сначала Я раздам все гостям, незнакомцам,
потому что вы — и так Мои парикары». Кто-то
может сказать: «О, сладости закончились — Ты всем уже раздал, а членам своей
семьи ничего не оставил». Но в трансцендентном мире такого не случается. Там не
бывает недостатка ни в чем, в том числе в любви. В духовной обители повсюду
царит одна лишь бхава, и оттуда она нисходит
в этот мир. На платформе сандхини
приходят хладини и самвит, и тогда сердце преданного начинает таять.
Лучи настроений враджаваси отражаются
в нем. В духовном мире все в избытке. А в этом мире все ограничено и временно. Например, вы богаты, но богатству все равно есть предел.
Итак,
Махапрабху раздавал Свою прему,
распространяя ее внутри Вриндавана и за его пределами. Если вы заметили, в
Своих лилах Махапрабху больше всего божественной
любви раздавал вне Вриндавана. Он жил во Вриндаване только один или
два месяца в году. И тогда дарил Свою прему
деревьям и лианам, обнимал коров, к нему подходили павлины, и Он кормил их. Но
большую часть времени Махапрабху путешествовал по Южной Индии, одаривая трансцендентной любовью всех и каждого. Получив даршан Махапрабху, они мгновенно обретали эту любовь потому, что бхагавад-даршан содержит в себе прему. Вы даже не представляете, сколько
ее проявится в вашем сердце, когда
вы получите даршан Махапрабху!
Поэтому говорится: мадхурья прадан
аударья, то есть, у Кришны первостепенной является мадхурья, а у Гаурачандры - аударья.
Так мы можем сравнить Шри Кришну и Господа Чайтанью.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Дели, 24 марта 2018