Я хочу поговорить о том, что такое любовь. Как юноша влюбляется в девушку, и наоборот? Любовь приходит через слух (шраванам), зрение (даршанам), либо бывает естественной (сахаджата-према).
Если услышать о славе кого-то, то он или она привлечет вас. Как в случае с Рукмини. Она не видела Кришну, но однажды Нарада Риши прибыл в ее родной город Видарбху и начал прославлять Кришну: «Кришна такой прекрасный и привлекательный! У Него столько хороших качеств!» Рукмини в то время должна была выйти замуж за Шишупалу, и ее брат Рукми уже все устроил для их свадьбы. Но когда она услышала о славе Кришны, то написала Ему письмо: «О Говинда, добыча, предназначенная для льва, может вот-вот перепасть шакалу. Я хочу попасть к Тебе и стать Твоей добычей». Она не писала прямым текстом, что хочет замуж за Кришну, а передала это с помощью аллегории.
Тот, кто действительно любит, не скажет об этом напрямую, а будет указывать на свои чувства косвенно. Рукмини написала это в письме, и Кришна похитил ее. Вы знаете эту историю из «Шримад-Бхагаватам». Она доказывает, что шраванам – это один из способов обретения премы: если кто-то услышал о славе какой-то личности, то может в нее влюбиться.
Если услышать о славе кого-то, то он или она привлечет вас. Как в случае с Рукмини. Она не видела Кришну, но однажды Нарада Риши прибыл в ее родной город Видарбху и начал прославлять Кришну: «Кришна такой прекрасный и привлекательный! У Него столько хороших качеств!» Рукмини в то время должна была выйти замуж за Шишупалу, и ее брат Рукми уже все устроил для их свадьбы. Но когда она услышала о славе Кришны, то написала Ему письмо: «О Говинда, добыча, предназначенная для льва, может вот-вот перепасть шакалу. Я хочу попасть к Тебе и стать Твоей добычей». Она не писала прямым текстом, что хочет замуж за Кришну, а передала это с помощью аллегории.
Тот, кто действительно любит, не скажет об этом напрямую, а будет указывать на свои чувства косвенно. Рукмини написала это в письме, и Кришна похитил ее. Вы знаете эту историю из «Шримад-Бхагаватам». Она доказывает, что шраванам – это один из способов обретения премы: если кто-то услышал о славе какой-то личности, то может в нее влюбиться.
Второй путь проявления премы – даршана-джата. Это когда ты увидел кого-то и полюбил его. Такую любовь иллюстрирует Кубджа из Матхуры. Ее служением было украшение лба Камсы точками. В рама-лиле Кубджа была Шурпанакхой, которой Лакшман отрубил нос и уши. Когда Кришна приехал в Матхуру и взошел на арену Камсы, Кубджа впервые увидела Его прекрасный облик. У нее в сердце тут же возникли прошлые впечатления, и она опьянилась несравненной красотой Говинды. Кришна сказал: «Укрась Меня чанданой». Девушку звали Кубджей, потому что она была горбуньей. Она не могла выпрямиться, чтобы достать до лба Кришны. Тогда Господь носком наступил ей на ногу, взял за подбородок, и, потянув, выпрямил. Кубджа тут же стала прекрасной молодой женщиной.
И третий путь любви – это гопи-према. Она сахаджата, спонтанна по отношению к Кришне, поскольку гопи – нитья-шакти, Его вечные энергии. Их према ни от чего не зависит.
Но как любовь проявляется в этом материальном мире? Путем наяна-прити, встречи глаз. Взгляд – это очень могущественная вещь. В «Джайва-дхарме» описывается возникновение премы. Когда будете читать према-таттву этой книги, обратите внимание на описание Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Он пишет, что сперва идет привлечение через взгляд, когда глаза встречаются, и взгляд вонзается в сердце. Рай Рамананда также описывает наяна-прити в следующих словах Шримати Радхики: «О Говинда, как Я влюбилась в Тебя? В мгновение ока Ты украл Мое сердце, а Я – Твое». Према зарождается во время взгляда, брошенного краешками глаз, и этот взгляд очень быстро завоевывает сердце.
Что происходит далее? Влюбленные разговаривают. Затем начинается размышление об объекте своей любви, называемое чинта. Четвертая стадия – жгучее желание встретиться с тем, кого любишь. День и ночь существуют только раздумья в сердце влюбленного. Очень трудно совладать с умом, который становится неподвластным. Невозможно спать и есть. Только думаешь, как же и где встретиться.
Следующий этап – влюбленные оставляют стеснительность и ставят изображение друг друга на мобильный телефон или рабочий стол компьютера 😄
Что следует далее? Ширнока – влюбленный становится худым и истощенным, начинает болеть, потому что не ест и не спит. Затем в права вступает удвега – погруженность в думы о встрече. Преданные на этой стадии могут пребывать в депрессии. Не знают, что делать, как делать. Далее наступает бисмарам – полное забвение всех окружающих.
Мы видели все эти признаки премы у Шрилы Гурудева. В последние дни он был на Говардхане, и мы проводили в его комнате всю ночь. Не поверите, все признаки премы, описанные в шастрах, проявлялись в его теле. Гурудев испытывал бисмарам, забвение имен своих спутников. Шримати Радхика тоже забывает имена Лалиты, Вишакхи.
Что еще сказать? Я объяснил, как према рождается в сердцах влюбленных.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Красноярск, 3 мая 2011