Жил один царь, которого звали Индрадьюмна Махарадж, он был очень благочестивым. Однажды к нему во дворец пришел очень возвышенный вайшнав и поведал ему удивительную историю о Божестве Нила-Мадхава. Царь полностью погрузился в слушание этой истории, и садху сказал ему: «Махарадж! Тот, кто получит даршан Шри Нила-Мадхавы, будет освобожден из этого материального мира. Такой личности не нужно будет совершать садхану, бхаджан, аскезы или давать пожертвования. Достаточно будет просто получить даршан этого Божества, и тогда его жизнь увенчается успехом».
Вайшнав несколько часов рассказывал Индрадьюмне Махараджу увлекательную историю о Господе Нила-Мадхаве, искусно прославляя Его, а затем исчез. Царь подумал: «О, где же это Божество? Я не спросил у этого садху». Он начал искать вайшнава, но того уже нигде не было. [Если я в своих рассказах начну прославлять перед вами Кришну, тогда вы спросите меня, где Он находится. И если я вам отвечу, что Кришна находится во Вриндаване, вы захотите отправиться туда]. Тогда царь созвал четверых самых сведущих брахманов своего царства и сказал им: «Даю вам два месяца. Обойдите все стороны света и найдите Господа Нила-Мадхаву». Так, брахманы отправились на поиски Божества. Через два месяца три из них вернулись ни с чем, и только самый разумный брахман по имени Видьяпати не прекращал поиски. Он думал: «Я должен исполнить приказ царя. Если я приду к нему без новостей о Божестве, он очень расстроится и наложит на себя руки».
Вайшнав несколько часов рассказывал Индрадьюмне Махараджу увлекательную историю о Господе Нила-Мадхаве, искусно прославляя Его, а затем исчез. Царь подумал: «О, где же это Божество? Я не спросил у этого садху». Он начал искать вайшнава, но того уже нигде не было. [Если я в своих рассказах начну прославлять перед вами Кришну, тогда вы спросите меня, где Он находится. И если я вам отвечу, что Кришна находится во Вриндаване, вы захотите отправиться туда]. Тогда царь созвал четверых самых сведущих брахманов своего царства и сказал им: «Даю вам два месяца. Обойдите все стороны света и найдите Господа Нила-Мадхаву». Так, брахманы отправились на поиски Божества. Через два месяца три из них вернулись ни с чем, и только самый разумный брахман по имени Видьяпати не прекращал поиски. Он думал: «Я должен исполнить приказ царя. Если я приду к нему без новостей о Божестве, он очень расстроится и наложит на себя руки».
Брахман был удивлен чудесному аромату, исходящему от этого дома. [В домах у людей могут быть разные запахи, например, там, где проживают люди низкого классового происхождения, может пахнуть рыбой]. Он спросил Лалиту: «Почему в твоем доме все так благоухает?» Она ответила: «Мой отец каждый день отправляется в лес и поклоняется там Нила-Мадхаве». Услышав эти слова, брахман очень обрадовался, и его глаза стали огромными как расагулы. Два месяца он ничего не слышал об этом Божестве, и, наконец, пришла удача. Видьяпати переспросил Лалиту: «Нила-Мадхава?» «Да, мой отец поклоняется Нила-Мадхаве, и когда возвращается из леса, то его тело источает прекрасный аромат». Видьяпати вновь подумал: «Но где же Нила-Мадхава?» [Вероятно, он хотел найти Божество по запаху, как полицейские ищут преступников].
Он стал думать о том, как бы ему попасть к Божеству. Лалита сказала: «Идя в глухой лес, отец никого не берет с собой. Рано утром он выходит из дома и отправляется туда, а возвращается уже ночью». Видьяпати рассуждал: «Я должен во что бы то ни стало отправиться туда».
Когда Видьяпати и Вишвавасу приехали в храм, отец развязал ему глаза, и Видьяпати смог получить даршан Нила-Мадхавы. Прекрасное Божество стояло в красивом храме на берегу реки. Увидев Его, брахман понял, что его жизнь увенчалась успехом. Неподалеку он также заметил ворона, сидящего на ветви дерева. На глазах Видьяпати птица почувствовала сонливость и упала в пруд. И лишь коснувшись чудесной воды пруда, ворон тут же преобразился в прекрасного четырехрукого небесного юношу, сел на спину прилетевшего к нему Гаруды и отправился на Вайкунтху.
Видьяпати удивленно подумал: «Что за магическая сила у этого места? Если я тоже прыгну в воду, то так же смогу достигнуть Вайкунтхи! И мне не надо будет совершать ни садхану, ни бхаджан». Он решил покончить жизнь самоубийством, как вдруг услышал прекрасный голос, говорящий ему: «Видьяпати, пожалуйста, не убивай себя. Индрадьюмна Махарадж – Мой чистый преданный, и он ждет тебя. Возвращайся к нему и передай Мое послание о Нила-Мадхаве, и тогда царь придет сюда и получит даршан Моей сач-чид-ананда-виграхи. Пожалуйста, не убивай себя». Видьяпати согласился.
Вечером, когда закончилось поклонение Нила-Мадхаве, отец и сын отправились в обратный путь. Глаза Видьяпати снова были завязаны. Он думал о том, как бы ему вернуться к себе на родину и передать послание Индрадьюмне Махараджу. В один из дней Видьяпати решился и сказал своей семье: «Мне нужно отправиться по делам, а потом я вернусь».
Прибыв к царю, брахман рассказал ему о Нила-Мадхаве. В сопровождении большой армии из слонов и лошадей, Индрадьюмна Махарадж отправился на берег океана. Ростки горчичных семян уже проросли и стали высокими, указывая царю путь до храма. Но когда оставался всего один километр до конца пути, их вдруг не оказалось, поскольку семена в этих местах не смогли прорасти из-за ветра и песчаной почвы. Видьяпати очень расстроился, а царь Индрадьюмна и вовсе был охвачен горем. Он причитал: «Что же мне теперь делать? Господь не хочет, чтобы я получил Его даршан! Зачем мне тогда возвращаться домой! Лучше я убью себя! Лучше я оставлю свое тело здесь!»
Царь сел на берегу, перестал есть и пить, но через несколько дней он услышал божественный голос: «Индрадьюмна Махарадж! Не переживай! Сейчас ты не можешь получить даршан Моей виграхи, но ты проявишь ее сам из этого дерева». Взгляд Индрадьюмны Махараджа упал на четыре больших необычных бревна с божественными знаками, которые вынесло из океана. Царь призвал своих солдат, чтобы они вытащили бревна, но брусья не поддавались. Вся армия царя, все его слоны и лошади пытались вытащить их, но все было тщетно. Тогда вновь раздался божественный голос: «О, Махарадж, твоя огромная армия со всеми слонами и лошадьми бессильна помочь. Зови Видьяпати и Вишвавасу. Пусть они дотронуться до бревен, и тогда те сами выплывут из воды. А ты возьмешь их и проявишь из них форму Нила-Мадхавы».
Индрадьюмна Махарадж обрадовался этим словам, и решил возвести прекрасный храм. Вы и сейчас можете видеть его в Джаганнатха-Пури. Он был построен на заре творения одной из Сатья-юг. Если вы отправитесь в Джаганнатха-мандир, то увидите там камни, возраст которых не могут определить ни археологи, ни другие ученые. Никто не может понять, в какую именно Сатья-югу и сколько миллионов лет назад он был построен.
Итак, стоило Индрадьмне Махараджу подумать об этом храме, как Господь проявил его. Люди западного мира не могут попасть внутрь этого удивительного мандира, с которым связано столько чудес. Над ним не пролетают птицы. Обычно на крышах храмов сидит много птиц, но над храмом Джаганнатхи они не появляются. Там всегда очень чисто, нет никакой пыли и грязи. Здания, как правило, нуждаются в реставрации, через какое-то время их нужно подкрашивать, но храм Джаганнатхи всегда свеж, хотя стоит уже миллионы лет.
Другое чудо заключается в том, что он никогда не отбрасывает тени. Понимаете? От любого строения в солнечную погоду падает тень, но не от Джаганнатха-мандира. Много ученых пыталось понять, как же был построен этот храм, что ни он, ни его купол, находящийся очень высоко, также не отбрасывает тени. То же касается и большого флага на вершине, который вне зависимости от направления ветра всегда смотрит на восток.
Взглянув на самую верхнюю часть храма Джаганнатхи можно получить даршан его сударшана-чакры, и тогда вся ваша самсара-чакра будет разрушена.
Если вы отправитесь в храм Джаганнатхи, то увидите все эти чудеса, связанные с ним, своими глазами. Это возможно, потому что храм имеет трансцендентную природу. А сейчас давайте вернемся к истории с Индрадьюмной Махараджем.
После того, как храм был проявлен, царь отправился на Сатья-локу и попросил Брахмаджи открыть его. Брахма ответил: «О, этот храм был явлен Самим Вишну! Как же я могу открыть его?» Но царь Индрадьюмна очень смиренно продолжал просить его, и когда вернулся обратно, то обнаружил, что храм занесло песком. [Расстояние между Сатья-локой и материальным миром очень велико. Пока царь добирался туда и обратно, на земле прошло уже много юг]. Один мусульманский царь проезжал верхом в том месте, где был построен храм, лошадь запнулась о что-то острое, царь упал и закричал: «Кто оставил здесь это? Что это вообще такое?» Он приказал своей армии расчистить это место от песка, и затем все увидели, что это была верхушка храма. Индрадьюмна Махарадж сказал мусульманскому царю: «Это мой храм. Я построил его». Но тот ответил: «Нет, он мой». А рядом на дереве сидел древний ворон по имени Бхусанди. Цари спросили у него, кому принадлежит этот храм, и ворон ответил, что храм построил Индрадьюмна Махарадж. Мусульманскому царю пришлось отступить, а Индрадьюмна Махарадж решил, что попытается проявить Господа Нила-Мадхаву. Он перенес бревна в храм и стал искать того, кто бы мог создать виграху Божества.
Приходило много мастеров, но стоило их резцам прикоснуться к бревнам, как те рассыпались на кусочки. Через несколько дней безуспешных попыток пришел один брахман и сказал: «Я могу проявить Нила-Мадхаву, но при одном условии. Оставьте эти бревна внутри храма и закройте двери. Через двадцать один день вы можете зайти и увидеть прекрасные Божества Нила-Мадхавы». Таким образом, все четыре бревна были помещены внутрь храма. Прошло десять дней, но из мастерской не доносилось ни звука. Царица Гундича-деви, жена Индрадьюмны Махараджа, сказала царю: «Почти две недели прошло, а брахман не просит ни есть, ни пить. Может быть, он умер? Ведь ничего не слышно. Если он там оставил тело, то мы отправимся в ад. Давай откроем двери». Но царь Индрадьюмна ответил: «Нет, не бойся. Брахман просил нас открыть дверь через двадцать один день».
Вы, наверняка, знаете, что женщины, как и дети, бывают очень упрямыми. Они постоянно твердят: «Хочу, хочу!» Так и царица Гундича-деви, не прекращая, твердила царю: «Открой дверь, открой, иначе я покончу с собой!» Царь отвечал ей: «О, деви! Прошло уже семнадцать дней. Совсем скоро мы и так отворим эти двери, ведь работы закончатся». Но Гундича-деви не успокаивалась: «Нет, брахман наверное умер!» Она продолжала настаивать на своем. В конце концов царь согласился. Увидев проявленных Божеств без рук, без ног, с огромными глазами, Индрадьюмна Махарадж воскликнул: «О, царица! Что же ты наделала! Теперь мы не сможем получить даршан господа Нила-Мадхавы!»
Пребывая в ужасном горе, царь снова услышал божественный глас, который успокоил его: «Царь, не расстраивайся. Это Божество называется Джаганнатха виграха. Получив Его даршан, ты будешь освобожден из материального мира. Служи, наряжай, украшай Меня, отмечай все Мои праздники». Затем Господь Джаганнатха захотел принять омовение, поскольку в то время в Индии был очень жаркий сезон. Индрадьюмна Махарадж принес воды из разных источников и священных рек и начал поклонение, которое называется фестивалем Господа Джаганнатхи. Во время этого фестиваля брахманы делают абхишеку Шри Джаганнатхадеву, повторяя ведические мантры, а на следующий день Господь провляет лилу болезни.
Джая Джая Джаганнатх!
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Бирмингем, 12 июня 2017 г.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Бирмингем, 12 июня 2017 г.