У одного Риши было два ученика – Упаманью и еще один. Гурудев дал наставление одному из них: «Возьми корову, ухаживай за ней, и когда количество коров увеличится до ста, возвращайся в мой ашрам». Ученик взял корову, отправился с ней в лес и стал ухаживать за ней.
Через месяц Гурудев спросил ученика: «Слушай, а как ты поддерживаешь свою жизнь?» Тот ответил: «Когда теленок выпивает молоко из вымени матери, я выпиваю оставшееся». Но Гуру остановил его: «Ты не должен пить молоко из вымени коровы, потому что если теленок вновь проголодается, молока там уже не будет».
Прошел еще один месяц. Гурудев вновь задал тот же вопрос ученику: «Как ты поддерживаешь свою жизнь?» Ученик ответил: «О, Гурудев, когда теленок пьет молоко из вымени матери, у него на мордочке остается пена. Я ее слизываю, и так поддерживаю себя». Но Гурудев возразил: «Нет нет, ты не должен так делать!» Тогда ученик задался вопросом, как прокормить себя. У него было одно качество – он никогда не жаловался своему Гурудеву и никогда не сомневался в нем. Что отличает гуру-севаков? Как они служат гуру-пада-падме? Никогда не жалуясь.
Однажды этот ученик пас коров и упал в ров. Гурудев спросил остальных своих учеников: «Где тот юноша, которого я отправил пасти коров? Он не вернулся сегодня». Все засомневались и сказали: «Гурудев, мы не знаем где он. Он не вернулся сегодня в ашрам». И тогда в полночь Учитель взял факел и стал кричать: «О, мой ученик, где ты?» Тот откликнулся:
- Гурудев, я упал в ров, и не могу выбраться.
-Что случилось, как ты попал туда? - спросил Гуру.
- О, Гурудев, я был настолько голоден, что не мог совладать с собой. Я начал питаться листьями, а они оказались ядовитыми. От яда я ослеп и упал в ров.
Услышав это, сердце Гурудева растаяло. Он поднял руку, и подумал: «Пусть вся таттва-сидханта, вся философия, все знание проявятся в сердце моего ученика. Да будет так!» И по милости Гурудева у юноши восстановилось зрение, и вся таттва-сидханта проявилась в его сердце.
В наше время ученики задают много вопросов. «О, Гурудев, вы несете сумку, почему я не могу нести ее?» (смех). То есть вы начинаете сравнивать себя с гуру, но на самом деле гуру никогда этого не делает. Ученики-глупцы. Истинный ученик должен быть совершенным. Он не может ставить себя на один уровень с гуру. Иногда я говорю, что все, кто не получил общение со Шрилой Нараяной Госвами Махараджем являются необыкновенно удачливыми, ведь, если бы он услышал от вас такую фразу, то вы бы немедленно получили пощечину и были изгнаны из храма (смех). В нашей жизни в ашраме никто никогда не произносил таких фраз и не говорил, что он чем-то недоволен.
Когда я жил в матхе, я уходил в семь утра, иногда даже не принимая утреннего прасада. Возвращался в два-три часа дня. Если был прасад – хорошо, не было – тоже хорошо. Я никогда не жаловался. Можете узнать это у старших вайшнавов, таких как Шрипад Мадхава Махарадж. Но Шрила Гурудев был очень милостив. Он говорил Мадхаве Махараджу: «Оставь немного прасада Субалу Сакхе. Он скоро вернется».
Гуру-сева означает полностью посвятить свою жизнь духовному учителю, и тогда все необходимое придет.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Лекция по рама-лиле