Когда Гададхара и Нимай являли полные любви ссоры, Гададхара ни секунды не мог стерпеть разлуки с Нимаем. Где Гадай, там и Нимай. Поэтому в Бенгалии говорят: «Гадай-Гауранга». Что это значит? Гауранга принадлежит Гададхаре. Приняв санньясу, Господь Чайтанья Махапрабху пообещал матери, что будет жить в Джаганнатха Пури. По этой причине Гададхара принял кшетра-санньясу, обещая всегда оставаться на одном месте. Так, Чайтанья Махапрабху жил в Гамбхире, а Гададхара Пандит – в Тота-Гопинатхе. В Гамбхире Шриман Махапрабху пребывал со Сварупой Дамодарой и Раем Раманандой, но каждый день Он ходил оттуда в Тота-Гопитанх и слушал хари-катху из лотосных уст Гададхары. Иногда Он говорил ему: «Я хочу слышать от тебя о славе Прахлады Махараджа, Дхрувы, Амбариши Махараджа». Тогда Гадахара начинал рассказы, и Нимай был целиком захвачен ими. Будучи прямым воплощением Шримати Радхики, Гададхара Пандит также описывал «Вену-гиту», «Гопи-гиту», «Бхрахмара-гиту», а Чайтанья Махапрабху погружая Господа Чайтанью Махапрабху в высочайшее настроение гопи.
Однажды Шри Чайтанья Махапрабху сказал Гададхаре: «Я хочу вручить тебе сокровища Своего сердца. Ты хочешь их получить?» Тот ответил: «Да, я приму все, что бы Ты мне ни дал». Вдвоем они прогуливались по берегу океана. Махапрабху стал водить пальцем по песку, в результате чего проявилось Божество Тота Гопинатха. Сейчас мы видим Его в сидячем положении, но раньше Он стоял. По наставлению Господа Шри Чайтаньи Махапрабху Гададхара стал служить этому Божеству.
Позднее Шриман Махапрабху вошел в эту виграху. Невозможно описать страдания Гададхары, когда он понял, что Шри Чайтанья Махапрабху вошел в Гопинатху и больше уже не выйдет из Него. Эти события описываются в «Чайтанья-мангале». Там говорится, как Махапрабху ушел из этого мира. Позднее местные жители назвали место явления Божества Гопинатхи – Тота, то есть сад Гопинатхи.
Шри Чайтанья Махапрабху был всегда погружен в высочайшее настроение Шримати Радхики, особенно последние двенадцать лет Своей жизни. В это время с Ним были Сварупа Дамодара и Рай Рамананда, но Гададхара жил в Тота-Гопинатхе. Почему он не жил в Гамбхире? Это очень сокровенно. Наши расика-ачарьи и Шрила Гурудев объясняют это. Шри Чайтанья Махапрабху – это Кришна в настроении Шримати Радхики, Сварупа Дамодара – это Лалита, Рай Рамананда – Вишакха, а Гададхара Пандит – это Шримати Радхика, которая взирала со стороны на настроение разлуки Шри Чайтаньи Махапрабху.
Сварупа Дамодара и Рай Рамананда являются преподавателями университета любви. Они учат Господа Шри Чайтанью Махапрабху в правильном направлении развивать настроение Шримати Радхики, смотрят, научится ли Он этому, и принимают у Него экзамены. А Гададхара – ректор этого университета. Иными словами, Шримати Радхика наблюдает, правильно ли Кришна вкушает все Ее настроения. Если бы Гададхара, то есть Шримати Радхика увидела бы то, как ведет Себя Шри Чайтанья Махапрабху, то Она бы впала в то же самое настроение, и кто бы тогда смог помочь Ему? Поэтому Гададхара не жил в Гамбхире, а был на некотором расстоянии от Махапрабху.
Сварупа Дамодара и Рай Рамананда являются преподавателями университета любви. Они учат Господа Шри Чайтанью Махапрабху в правильном направлении развивать настроение Шримати Радхики, смотрят, научится ли Он этому, и принимают у Него экзамены. А Гададхара – ректор этого университета. Иными словами, Шримати Радхика наблюдает, правильно ли Кришна вкушает все Ее настроения. Если бы Гададхара, то есть Шримати Радхика увидела бы то, как ведет Себя Шри Чайтанья Махапрабху, то Она бы впала в то же самое настроение, и кто бы тогда смог помочь Ему? Поэтому Гададхара не жил в Гамбхире, а был на некотором расстоянии от Махапрабху.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Суринам, 26 апреля 2017