Я вижу, как садится солнце и вспоминаю одну бенгальскую песню. Она очень известна на востоке Бенгалии. В ней один поэт обращается к Всевышнему: «О, Господь, солнце садится. Это значит, что я собираюсь умереть. Моя жизнь клонится к концу. Бесчисленное количество времени все мы вращаемся в круговороте перерождений, это не первaя наша жизнь, мы бесконечно блуждаем. И как же нам пересечь океан майи? Я слышал, что Ты – единственная личность, которая поможет мне пересечь этот океан. Я слышал о Твоей славе, поэтому я пришел к Тебе, самому лучшему лодочнику, на берег этой реки. Совершая карму, гьяну, йогу, тапасью никто не в состоянии пересечь океан майи, но я слышал, что, если кто-то целиком и полностью вручит себя Твоим лотосным стопам, тогда Ты очень легко перенесешь его через этот океан. У меня нет хорошей кармы, я не могу заплатить тебе деньгами, поэтому я сижу на берегу и жду. Я слышал, что лодочник очень великодушен и милостлив, ведь даже когда садится солнце и становится темно, он продолжает переправлять людей, не беря за это плату. Поэтому я сижу здесь и наблюдаю. Те, кто пришли позже меня, уже переправились. Почему же?»
Очень красивая песня. В связи с ней я хочу рассказать вам одну историю. Во Вриндаване возле храма Говиндадева стоит еще один большой и красивый храм Лалы Бабу. Вы видели его? Лала Бабу, в честь которого назван храм, был крупным землевладельцем, а в соседней деревне жил другой землевладелец по имени Джагат Сингх. Оба они были очень влиятельными и богатыми. Люди любили к ним обращаться, и они конкурировали между собой. Этому миру присущ дух конкуренции.
Однажды Лала Бабу, которому было на тот момент около восьмидесяти лет, путешествовал с места на место и должен был пересечь реку. Был вечер. Садилось солнце, алел закат. Лодочник громко запел песню, сравнивая уходящее солнце с жизнью, которая подходила к концу.
Когда Лала Бабу услышал эту песню, его сердце защемило. Он подумал, что его жизнь заканчивается, и что в любое мгновение он может умереть, как спелый манго падает на землю при малейшем дуновении ветерка. Когда Лала Бабу сравнивал слова этой песни со своей жизнью, в его сердце проявилась вайрагья (отречение). Он решил оставить свой дом и отправиться во Вриндаван. Ведь в чем заключается суть жизни? В совершении бхаджана Господу. Лала Бабу прибыл во Вриндаван и принял прибежище у лотосных стоп одного садху. Под руководством обретенного им Гуру он повторял святые имена и стал полностью отреченным:
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
Все свое богатство Лала Бабу вложил в строительство храма. Если вы увидите этот мандир, знайте, что он построен на средства Лалы Бабу. Однажды он спросил своего Гурудева, в чем заключается его служение. Гуру ответил, что он должен каждый день просить милостыню. Можете себе представить? Великий богач, крупнейший землевладелец стал попрошайкой, ходя от дома к дому во Вриндаване и прося немного пищи.
Так прошло несколько лет. Лала Бабу продолжал следовать четырем регулирующим принципам. Каждый день он воспевал сто тысяч святых имен, созерцая Господа в своем сердце, и просил милостыню в домах враджаваси. То, что ему давали, он использовал для служения Божествам.
Как-то раз он обратился к своему духовному учителю: «Гурудев, я следую всем вашим наставлениям, совершаю бхаджан и садхану. Моя жизнь близится к концу, но я все еще не получил даршан Господа Говинды. Почему?» Гуру, который знает все, ответил: «Послушай, я сказал тебе, что твое служение – это ходить и собирать милостыню в домах враджаваси. Ты обходишь все дома во Вриндаване?» Лала Бабу смутился от этого вопроса. Гурудев спросил: «Что случилось?» Лала Бабу ответил: «Да, Гурудев, я хожу во все дома, кроме одного. Каждый день я прошу милостыню во всем Вриндаване, но обхожу стороной один дом». Гурудев спросил, что это за дом, и почему он туда не заходит. Тогда Лала Бабу признался: «Во Вриндаване живет один человек. Его зовут Джагат Сингх». Помня прежнее соперничество с Джагат Сингхом, Лала Бабу не заходил к нему. Гурудев объяснил: «Это является препятствием для воспевания святых имен. Ты все еще думаешь, что вы конкуренты, а значит у тебя до сих пор есть телесные концепции, дехатма-абхиман. Пока ты отождествляешь себя с этим телом, Господь не даст тебе Свой даршан».
Когда Бхагаван явит Себя нам? Когда мы полностью предадимся лотосным стопам Гуру и оставим свои телесные отождествления, потому что они – одна из причин возникновения анартх. Что это значит? Лала Бабу рассуждал, что он все еще бизнесмен, а Джагат Сингх – его конкурент, с которым они некогда враждовали по причине и без причины. Он до сих пор пребывал в этих мыслях, и Гурудев сказал ему: «Кришна даст тебе Свой даршан только тогда, когда ты отправишься в дом этого Джагат Сингха. Ты должен оставить все свои телесные концепции».
На следующий день Лала Бабу собрался в дом Джагат Сингха. С тилакой и кантхималами, с сумкой для пожертвованийа на плече. Лала Бабу повторял святые имена, и слезы лились по его щекам. Так он пришел и постучал в дом того человека. Хозяин в это время сидел на крыше. Заметив Лалу Бабу, он подумал: «О, Лала Бабу стал таким бедным, попрошайкой, и слезы текут по его щекам». Он спустился, открыл дверь, обнял Лалу Бабу, и оба они испытали экстатическое настроение.
Что мы можем извлечь из этой катхи? Учение Шри Чайтаньи Махапрабху состоит в том, что мы должны следовать этой шлоке:
тринад апи суничена
тарор апи сахишнуна
аманина манадена
киртанийах сада харих
(Шикшаштака 3)
«Повторять святое имя Господа следует в смиренном состоянии ума, считая себя ниже соломы, лежащей на улице; нужно быть терпеливее дерева, не иметь никакого самомнения и быть готовым оказать почтение каждому. В таком состоянии ума святое имя Господа можно повторять непрерывно».
В каком состоянии нужно повторять святые имена? Будучи смиреннее, нежели травинка, терпеливее дерева, никогда не стремясь к почету, славе, репутации, но выражая почтение другим. И тогда, в один день, кришна-нама, чистое святое имя, проявится на нашем языке и будет танцевать на его кончике: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе!
Шрила Бхактивинода Тхакур также объясняет: «Сейчас вы воспеваете святые имена, но придет время, когда харинама сама будет танцевать на вашем языке». Таков процесс воспевания святых имен и предания лотосным стопам Гуру и Кришны. Абсолютное вручение себя Шри Гуру и Кришне устранит все телесные отождествления, потому что дехатма-абхиман – это основная причина всего нежелательного в нашем сердце. Какие могут быть концепции? Я – хинду, я – американец, когда мы отождествляем себя с кем-то или чем-то. А что нужно думать? Я не брахман, не кшатрий, не вайшья, не шудра, не санньяси, не брахмачари, не грихастха и не ванапрастха. Кто я такой? Я – слуга слуги слуги Кришны и Его возлюбленных гопи.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Англия, 14 июня 2018 (вечер)