Господь Чайтанья Махапрабху во время Ратха-ятры пел одну мирскую песню, в которой замужняя женщина открывает свое сердце подругам: «Сейчас я замужем и могу свободно общаться со своим мужем, но я несчастлива. Мне хочется вернуться во времена до замужества, когда я тайно встречалась со своим возлюбленным на берегу реки Рева. В месяц чайтра прекрасного весеннего сезона мы прятались в кундже на берегу реки. Светила полная луна, и мы созерцали как река, нежно журча, несет свои воды. Всю ночь мы разговаривали, обнимались, целовались, и длинные ночи пролетали как несколько мгновений. Потом мы решили, что наши встречи противоречат писаниям и поженились. Сейчас мы в браке, живем вместе, и никто нас не осуждает. Но я несчастна и хочу вернуть те времена, когда мы тайно встречались, не связанные узами брака».
Шриман Махапрабху вновь и вновь цитировал эти строки перед Господом Джаганнатхой, и все недоумевали: «Почему санньяси обсуждает мирские вещи? Даже Рагхунатха дас Госвами предостерегал свой ум не рассуждать о материальном. А сейчас мы видим, как Чайтанья Махапрабху пересказывает мирскую катху, причем не обычную, а ту, в которой юноша и девушка незаконно встречаются, обнимаются и целуются». Никто не понял тогда сердце Гаурасундары, кроме Сварупы Дамодары, который начал цитировать другой стих: «После долгой разлуки я вновь встречаю своего возлюбленного». Когда Чайтанья Махапрабху услышал эту поэзию, Его бхава усилилась. Это было настроение Шримати Радхики, которая сказала на поле Курукшетры: «Сейчас Я встречаюсь со Своим возлюбленным Кришной, но Мое сердце не радуется, Я хочу вернуть Его во Вриндаван, потому что Вриндаван — это наша душа и наше все».
Чайтанья Махапрабху повторял мирские стихи в том же настроении, что и Шримати Радхика: «О Кришна, пожалуйста, возвращайся во Вриндаван, потому что только в нем есть разлука». Но Кришна теперь царь. У Него нет павлиньего пера, нет флейты. Он оставил их во Вриндаване. Оставил то, что делает гопи счастливыми. Это настроение описал Шрила Рупа Госвами на пальмовом листе и спрятал его. Чайтанья Махапрабху нашел этот лист, прочел, и Его сердце растаяло. В этот момент после омовения в океане туда пришел и сам Рупа Госвамипад. Он предложил поклоны лотосным стопам Чайтаньи Махапрабху, а тот спросил: «Рупа, кто написал этот стих? Как ты узнал Мое настроение?» Сварупа Дамодара сказал: «О Господь, без Твоей милости никто не может понять Твое сердце». Чайтанья Махапрабху обратился к Шриле Рупе Госвами: «Когда мы встретились в Праяге, Я вложил в твое сердце все сокровища Своего сердца».
Как говорится в пранама-мантре Шрилы Рупы Госвами, мы можем понять сердце Гуру и Кришны, только лишь когда полностью предадимся Их лотосным стопам. Но это не произойдет за один день. Нужно пройти все стадии духовного пути от шраддхи до бхава-даши. Тогда это будет означать, что вы полностью предались. Третья шлока «Шикшаштаки» гласит:
тринад апи суничена
тарор ива сахишнуна
аманина манадена
киртанийах сада харих
[«Считая себя ничтожнее соломы у всех под ногами, став терпеливее дерева, которое отдает все, что имеет, и ничего не требует взамен, не ожидая почтения к себе и выражая почтение каждому согласно его положению, следует постоянно повторять святое имя Шри Хари».]
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Пури, 15 марта 2017