Однажды Гуру пришел в дом своего ученика, который только что купил на рынке свежую капусту. Ученик обратился к своему слуге: «Я купил очень дорогую капусту. Приготовь из нее сабджи для Гуру, а мне пора идти в офис. Я вернусь поздно, но ты оставь мне немного махапрасада от Гурудева».
Вернувшись домой и не обнаружив махапрасада, ученик спросил слугу:
- Где сабджи? Ты что, ничего не приготовил?
- Но ты принес совершенно безнадежную капусту! Я оторвал один лист, а под ним ничего не было. Оторвал другой – тоже пусто. Там только листья, листья, листья и ничего нет. Я выкинул ее в мусор, и сейчас коровы едят ее.
- Ты полный глупец! Это же капуста! Из ее листьев готовят хорошее сабджи.
Возможно ли найти в капусте семечко или плод, ведь вся она состоит из листьев? Но глупый слуга не знал этого. Таким же образом гьяни думают: «Где в этих шастрах кришна - према? Где Бхагаван? Это не то... Это не то...» Они не нашли кришна-прему в шастрах и теперь повсюду твердят: «Брахман, Брахман, Брахман». Гьяни все отбрасывают и говорят: «Ахам брахмасми», («Я есть Брахман, ты есть Брахман»), «Тат твам аси» («Ты есть то»), «Сарвам калидам брахман» («Все есть Брахман).
Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами пишет в «Чайтанья-чаритамрите»: «Карми похожи на верблюдов, жующих колючки. У них кровоточат десны, но им все равно это нравится, потому что у колючек соленый вкус. Материалисты страдают из-за своей кармы, но думают: „Я счастлив“. А гьяни похожи на ворон, которые вьют гнезда на ветках деревьев нимa и сутки напролет каркают, издавая грубые звуки. Их «Ахам брахмасми, Ахам брахмасми» подобно карканью ворон. Гьяни практикуют пхалгу-вайрагью, или ложное отречение. Они не считают, что все принадлежит Кришне, но в «Шри Ишопанишад» говорится:
ишавасйам идам сарвам
йат кинча джагатйам джагат
тена тйактена бхунджитха
ма гридхах касйа свид дханам
«Все живое и неживое во вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему. Поэтому каждый должен пользоваться только тем, что ему необходимо и выделено ему как его доля, и не посягать ни на что другое, хорошо понимая, кому все принадлежит».
В этом стихе ясно говорится, что все принадлежит Кришне, и нужно принимать остатки Его пищи, но у гьяни нет этой идеи.
В отличие от карми и гьяни, преданные Господа подобны кукушкам, которые живут на ветвях манговых деревьев и всегда с удовольствием вкушают их сладостные плоды. Шастры говорят, что карми страдают день и ночь, неспособные наслаждаться, а гьяни все время заняты совершением великих аскез, полагая, что все есть Брахман. Но преданные Господа всегда испытывают счастье. На уровне садханы они наслаждаются различными видами сладостного бхагавата-прасада, а достигнув сиддхи, духовного совершенства, продолжают наслаждаться сознанием Кришны, ведь существует столько духовных вкусов и настроений, способных принести им счастье.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Екатеринбург, 23 апреля 2008