У каништха-адхикари, начинающего преданного, еще нет вкуса к чтению, изучению писаний, шлок и так далее. Если его занять изучением шлок, то на третьей строке он скажет, что у него болит голова. Если призвать его повторять святые имена, он сядет их повторять и уснет. Как же ему тогда развивать свою духовную жизнь? Заняв себя в служении. Так как у каништхи-адхикари нет вкуса к духовной деятельности, то гуру занимает его в служении Божествам. Он говорит ему: «Возьми благовония, покрути ими, предложи Божествам». Когда каништха-адхикари чувствует, что что-то умеет, тогда он начинает проявлять интерес к служению.
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур объясняет, что неофиту первым делом нужно научиться поклоняться Божествам и освоить вайшнавский этикет. Ему нужно учиться очищать свои тело и ум: вставать в 4 часа утра, принимать омовение, повторять гаятри-мантры, ставить тилак, приходить на мангала-арати, мыть посуду, убирать храм, готовить для Божеств и тому подобное.
Если начинающего преданного не занять в служении, он будет ленивым и начнет критиковать всех подряд. Будет беспокоить других, говоря: «Харе Кришна Харе Кришна... эй, что ты здесь делаешь?» С тем поговорит, с этим. Начнет сплетничать о том, что махарадж что-то не так сказал, а брахмачари что-то не так сделал. Затем обсудит то, что на фейсбуке написали. Сейчас с пустословием проблем нет: тысячи людей одновременно общаются в сети.
- Ах ты, негодяй и глупец! А ну, иди повторяй святые имена, хватит всех беспокоить! Читай священные писания, выучи несколько шлок. А если у тебя нет вкуса ни к джапе, ни к изучению писаний, тогда займись служением Божествам. Отправляйся на кухню и научись готовить, мыть посуду, полы и т.д.
Такая деятельность очень полезна для начинающих преданных. И только потом придет время бхаджана, глубокой практики, когда преданный будет брать в руки четки и, повторяя в уме шлоки, созерцать лилы Радхи и Кришны. Например, ту, когда манджари расчесывают волосы Шримати Радхики, длина которых достигает колен. Уложив волосы Радхарани в прекрасную косу, они украшают ее чудесными цветами. В это время из пещеры Гирирадж Говардхана выходит павлин, который очень гордится красотой своих перьев, но, смущенный красотой волос Шримати Радхики, поскорее прячется обратно в пещеру.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Кемерово, 8 апреля 2015