Шрила Санатана Госвамипад был полностью отреченным. Он ходил по домам враджаваси, просил немного муки и из нее делал чапати, которые предлагал Тхакурджи. Однажды Божество сказало ему: «Санатана, ты каждый день предлагаешь Мне чапати без соли. Они очень твердые и жесткие. Я не могу их есть. Добавь хотя бы немного соли». Но Санатана ответил: «Нет. Сегодня Ты просишь добавить соль, а завтра попросишь масло гхи, сабжди, панир. Я отреченный человек, и не могу дать Тебе это. Лучше вернись в Нандагаон. Там у Твоего отца, Нанды Махараджа, есть целых девять лакхов коров. А я не смогу так служить Тебе. У меня нет времени готовить. Все, что я могу – это слепить из муки с водой одну чапати, и не раскатывая, приготовить ее на огне. Если хочешь остаться со мной, Тебе придется есть сухие чапати без соли».
У Санатаны Госвами не было времени на приготовление пищи. Каждый день он повторял лакх святых имен и совершал парикраму вокруг Вриндавана и Гирираджа Говардхана. Он ходил туда пешком, босиком преодолевая расстояние в двадцать один километр. Затем около шестидесяти километров занимала его дорога в Матхуру, где он заходил в дома матхураваси, просил немного муки и снова шел пешком во Вриндаван. Возвращаясь уже в полночь, он повторял святые имена:
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
Когда Санатана Госвами отказал Тхакурджи, Тот подумал: «О! Что же теперь делать? Какой он упрямый! Ну хорошо, Я Сам Себе все устрою!» Так и произошло.
Однажды один торговец набил свою лодку множеством продовольствия и отправился по реке Ямуне. Внезапно, совсем недалеко от места, где жил Санатана Госвами с Мадана-моханом, лодка села на мель и больше не двигалась с места. Один из жителей Враджa посоветовал торговцу обратиться к садху-отшельнику, живущему поблизости, который смог бы помочь ему с помощью мантр.
Когда торговец пришел к Санатане Госвамипаду, тот сказал: «Я не знаю никаких тантр-мантр. Я могу только повторять: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Попроси у Мадана-мохана, возможно Он тебе поможет». Торговец подошел к Божеству и стал молиться: «О Мадана-мохан! Сделай так, чтобы моя лодка сдвинулась с места, и тогда все, что я заработаю, я направлю на служение Тебе». Как только он это сказал, лодка начала двигаться. Торговец в последующем заработал очень много денег и отдал весь свой капитал на строительство храма Мадана-мохана. Так у Божества появилось много слуг, брахманов, коров, и Ему стали служить как королю.
Но Санатана Госвамипад продолжал с любовью спорить со своим Тхакурджи. В этом материальном мире влюбленные тоже спорят и могут даже стрелять друг в друга, но это не любовь, это полная глупость, потому что здесь нет настоящей любви, есть только чувственные удовольствия. Однако в трансцендентном мире все иначе. Любовь между Санатаной Госвами и Мадана-моханом – это према-калаха. Тхакурджи даже служил ему.
Однажды Шрила Санатана Госвамипад обходил Вриндаван и Говардхан в 52 градуса жары, ходя без обуви. Его стопы раздулись как пури и покрылись волдырями, но он продолжал двигаться. Затем он потерял сознание, и Мадана-мохан явился в том месте, начав служить ему. Тхакурджи упрашивал: «О, Санатана, ты уже стар, не нужно совершать парикраму». Но тот сказал, что каждый день должен обходить Гирирадж Говардхан. Тогда, желая помочь Санатане, Мадана-мохан сообразил: «Хорошо, Я оставлю на Говардхана-шиле отпечатки Своих стоп, флейты, след от копыта коровы и отпечаток трости, которой пасут коров!»
Таким образом, парикрама, совершенная сегодня вокруг храма Радхи-Дамодары, приравнивается к парикраме вокруг Гирираджа Говардхана.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Филиппины, 8 сентября 2017