Вопрос: В каких настроениях служат Кришне обитатели духовного мира?
Шрила Гурудев: В разных. В шанта-дасье (нейтральное настроение), сакхье (дружеские отношения), и т.д. Травинка служит в настроении шанта-дасьи, но на самом деле там нет чистой шанты, во Вриндаване все смешано с настроением мадхурьи, сладости. То есть, хотя их настроение и выглядит как шанта, на самом деле это не чистая шанта. Только на Вайкунтхе присутствует чистая шанта, а во Вриндаване она смешана со сладостью, мадхурьей. Но что означает мадхурья? То, что у враджаваси много маматы. Мамата - это чувство обладания, и оно бывает разным. Мамата отца, матери, супругов и возлюбленных отличается.
Обитатели Вриндавана преисполнены любви и настроения служения Кришне. Когда Кришна входит во Вриндаван, деревья естественным образом создают зонтик над Говиндой, даруя Ему тень. Они думают: ''Говинда – это наша жизнь, сердце и душа''. Деревья предлагают цветы лотосным стопам Говинды, создавая из них прекрасный ковер. Они размышляют: ''Как же Кришна будет идти по твердым дорожкам Вриндавана? '', и поэтому специально устилают лепестками цветов все тропинки Враджа, создавая очень мягкий ковер.
В холодных странах, например, Англии, или других, любят стелить очень мягкие ворсистые ковры, в которых стопа может утопать на несколько сантиметров. У самых богатых людей лежат очень дорогие ковры. Их стелят даже в туалете! Не верите?
Таким образом, когда Кришна входит во Вриндаван, деревья устилают землю прекрасным мягким ковром из лепестков своих цветов. Все это они делают для Говинды. День и ночь они думают: ''Как нам послужить Говинде?'' Они источают сладчайший аромат, поют и танцуют. Цветы на них распускаются, и они также исполнены четаны, сознания. Это невозможно вообразить материальными чувствами. Даже в этом мире цветы смеются. Вы не слышите этого, но они смеются, улыбаются, распускаются и показывают свои зубки. Когда к вам придет любовь, вы все это увидите сами. Вы поймете, как же прекрасно в духовном мире! Такова любовь.
Деревья так любят Говинду! Они обнимают Кришну своими длинными руками - ветвями и льют слезы. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур описывает это. Они не хотят отпускать Кришну из своих объятий: ''Говинда, Ты – наша прана! ''Хотя они и выглядят как деревья, но у них трансцендентные тела, состоящие из сат-чид-ананды. Они не могут разлучиться с Кришной ни на секунду. Не могут терпеть разлуку с Ним, понимаете?
Шримати Радхика говорит об этом: ''Мой возлюбленный Говинда подобен одеялу зимой''. Летом вы не ищете свое одеяло, но с приходом зимы вспоминаете о нем. Такова природа. В Индии зима длится всего два месяца, а в остальное время очень тепло. Поэтому всю зимнюю одежду мы складываем в корзину и закрываем крышкой, но с приходом декабря сразу же вспоминаем о ней, а также начинаем обниматься со своим одеялком. Поэтому Шримати Радхика говорит: '' Мой Прана Говинда, Гиридхари, Он как мое одеяло зимой''.
А летом чего вы хотите? Когда очень жарко и тяжело дышать, вы ищeте кондиционер или идете на берег реки, где дует прохладный ветерок и легче дышится. Таким же образом Шримати Радхика, встречаясь после долгой разлуки со Своим Говиндой, испытывает подобное чувство облегчения.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Бразилия, 24 февраля 2016