Во времена Шрилы Баладевы Видьябхушана Прабху в Джайпуре Рамануджа-сампрадая в лице садху и других последователей жаловалась на упасану (почитание Божеств) гаудия-вайшнавов. Они говорили: «Почему гаудия-вайшнавы поклоняются Шримати Радхике, и Она стоит рядом с Кришной?» Их притязание состояло в том, что Шримати Радхарани не выходила замуж за Кришну, и поэтому в соответствии с требованиями арчана-паддхати Ей нельзя поклоняться как Его законной супруге, и Ее мурти следует убрать от Говинды, заменив на мурти законных жен Кришны Рукмини и Сатьябхамы. Вторая претензия рамананди состояла в том, что имя Шримати Радхики не упоминается в основном писании вайшнавов «Шримад-Бхагаватам».
Арчана-паддхати требует поклонения своему Божеству в соответствии с правилами и предписаниями шастр. Но существует также и раса-марг (путь спонтанной любовной преданности), и его нельзя смешивать с видхи-маргом, потому что видхи-марг ведет на Вайкунтху, а раса-марг — на Голоку Вриндавану.
Итак, приверженцы Рамануджа-сампрадаи обратились со своими замечаниями к царю Джайпура, который очень хорошо относился к вайшнавам, но, к сожалению, не обладал таттва-сиддхантой. Для разрешения вопросов царь и садху позвали очень знаменитого ачарью Шри Вишванатху Чакравартипада, который жил в то время во Вриндаване, но он сказал: «Я уже очень стар, бессилен и доживаю последние дни. Я хочу выпустить свой последний вздох во Вриндаване, поэтому вместо себя отправлю моего шикша-ученика Баладеву Видьябхушану Прабху».
Баладева Видьябхушана Прабху не был дикша-учеником Шрилы Вишванатхи Чакравартипада, но этот ачарья обучил его всей таттва-сиддханте, и по его поручению тот прибыл в Джайпур на собрание, посвященное дхарме. Там присутствовали представители не только гаудия-вайшнавизма, но и многие садху из различных сампрадай: Шри-сампрадаи, Брахма-сампрадаи, Рудра-сампрадаи. Были также майявади, карми, гьяни — всевозможные пандиты. Все они были сильными, крупными, излучали здоровье и обладали всеми соответствующими атрибутами: тремя линиями на лбу, тилаком и признаками ахам-брахмасми. Все Веды, Пураны, Упанишады содержались в их головах. Они были очень титулованными, эрудированными в области санскрита и могли давать лекции на различные темы. А Баладева Видьябхушана Прабху был худым и невысоким. Зайдя, он скромно сел в самом конце зала.
Когда собрание уже близилось к завершению, царь позвал организаторов и сказал: «Посмотрите, этот юноша приехал из Вриндавана. Его отправил Вишванатха Чакравартипад».
Председатель отметил: «Время уже заканчивается». Но царь возразил: «Давайте дадим ему возможность выступить хотя бы на пять минут. Он все же ехал из Вриндавана». Садху саркастически заметили: «Да что он может сказать после всех этих великих ачарьев?», но все же решили дать ему пять минут.
И когда Баладева Видьябхушана Прабху начал говорить, то все были настолько очарованы его катхой, что вместо пяти минут прослушали его целых пять часов! Никто даже не заметил, как пролетело время, потому что он привел многочисленные прямые и косвенные объяснения из Вед, Пуран, Упанишад относительно имени и положения Шримати Радхарани. Все садху, включая майявади и гьяни, были очарованы его речью. До этого они думали, что перед ними просто мальчишка, но, когда Баладева Видьябхушанa заговорил, они стали упиваться сладостным нектаром его катхи. Затем пандиты сказали: «Хорошо, мы принимаем все приведенные тобой косвенные доказательства из “Шримад-Бхагаватам”. Ты сказал все правильно, но где же “Веданта-бхашья” твоей сампрадаи? Мы не можем принять тебя, если ты не сделаешь комментарии к “Веданта-сутре”».
Баладева Видьябхушана начал объяснять, что Джива Госвамипад в свое время также не писал никаких комментариев к «Веданта-сутре», потому что «Шримад-Бхагаватам» уже является таким комментарием, но пандиты были очень упрямы и настаивали: «Нет, ты должен привести доказательства из “Веданта-сутры”».
Тогда Шри Баладева Видьябхушана сказал: «Дайте мне семь дней». Затем, в течение этого времени Сам Говиндадев диктовал ему очень важное писание, которое получило название «Говинда-бхашья».
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Франция, 30 мая 2018