Как-то один царь позвал некоего брахмана служить его Божеству Нараяне. У царя был свой храм, в котором служили брахманы, и было одно правило: каждое утро государь приходил и предлагал очень красивую пышную гирлянду Господу, а вечером, когда Божество былo готово отправляться спать, эту прасада-малу предлагали царю.
Так прошло несколько лет. Однажды царь предупредил своих брахманов: «Сегодня вечером я не смогу прийти, потому что буду очень занят». Пуджари подумал: «Хорошо. Каждый день я отдавал предложенную гирлянду царю, но сегодня я сам смогу принять ее». Кто откажется получить прасад от Божества? К тому же это была великолепная, изысканная, длинная и пышная гирлянда!
Вечером, когда храм уже закрывался, пуджари снял гирлянду с мурти и повесил на себя. Неожиданно в дверь постучался царский слуга: «Эй, пуджари, сюда идет царь!» «О, Боже! - схватился за голову брахман - Что же делать?» Он не мог предложить царю гирлянду, которую уже использовал, и поэтому от испуга снова одел ее на Божество.
Царь вошел в храм, поклонился перед Божеством, и пуджари предложил ему гирлянду. Правитель был очень доволен. Он с большим удовольствием вдохнул чудесный аромат гирлянды и подумал: «Сегодня Господь Вишну принял мое подношение!» Затем, предложив ставы и стути Тхакураджи, он вернулся во дворец и стал расхваливать гирлянду перед царицей. Та взяла ее и также начала наслаждаться ее видом и ароматом. Но вдруг она увидела обвивающий гирлянду длинный белый волос и спросила царя:
- Что это? У Господа Вишну нет белых волос!
- Да, - ответил царь. – Волосы Божества - черные.
- Должно быть, этот волос принадлежит нашему пуджари, - предположила царица. – Наверное, он повесил эту гирлянду на себя, а потом предложил ее Божеству.
- Не может быть! - ответил царь. - Он - монах, очень честный человек. Когда пуджари открыл дверь, я был напротив Тхакураджи и видел, что гирлянда находилась на Нем, а затем он предложил ее мне.
- Нет, ты должен все выяснить, - сказала царица.
Царь вызвал к себе пуджари. Служителю храма в этот момент стало так страшно: он дрожал, задыхался, и его пульс скакал.
Царь сказал: «Эй, пуджари! Откуда этот белый волос? Он твой?»
Пуджари знал, что если расскажет правду, то царь отрубит ему голову. И он выпалил: «Этот волос принадлежит Божеству!»
Царица сказала:
- Это невозможно! У Господа Вишну нет седых волос. Зовите всех брахманов, пусть проверят все шастры!
Пандиты начали листать Веды, Пураны, Упанишады, "Бхагавад-гиту" и ничего не могли найти.
- Ну что? – продолжила царица. Где там написано про седые волосы? Нигде нет такого. Это волос брахмана!
Но царь сказал:
- Завтра утром я пойду на мангала-арати, и буду сам лично искать у Вишну седые волосы.
Всю ночь пуджари держался за лотосные стопы Вишну и молил: «О, Господь! Тридцать лет я служил Твоим стопам, и теперь мне грозит смертная казнь. Таков оказался плод служения Тебе». Он плакал и плакал, не выпуская стоп Вишну: «Я знаю, я совершил ошибку, пожалуйста прости и спаси меня».
Господь Вишну ответил:
- Не волнуйся, ты - честный человек. В «Бхагавад-гите» Я утверждаю: «О, Арджуна, чтобы не сказал Мой чистый преданный — это истина. То, что говорю Я может и не быть правдой, но то, что говорит Мой чистый преданный — истина». И Я всегда буду выполнять данное им обещание. Не волнуйся, Я спасу тебя, потому что Я - Бхагаван, а ты — Мой слуга, и ты полностью предался Мне!
После мангала-арати царь начал перебирать волосы Божества. Вдруг он увидел на затылке Вишну один длинный белый волос. Он подумал: «Пуджари очень хитрый. Он приклеил этот волос специально», и начал сильно тянуть за него. И что же произошло? Оттуда начала сочиться кровь. Она потекла струей и залила весь пол. Царь очень испугался: «Ой-ой-ой! Что же это такое? Кровь идет из Тхакураджи!»
Он упал перед Божеством:
- О, мой Господь Нараяна, пожалуйста, спаси меня! Я оскорбил тебя. Пуджари говорил правду, но я усомнился в его словах!
Господь Вишну ответил:
- Царь, выслушай Меня! На самом деле этот белый волос на гирлянде принадлежал пуджари. А волос, который ты пытался выдернуть - Мой. Но послушай, я всегда защищаю своего преданного, и поэтому Я проявил эти седые волосы. Пандиты не могли нигде найти ничего об этом, потому что Моя Йогамайя проявила эти волосы. Я – Виграха и Сваям-рупа».
В «Шримад-Бхагаватам» есть шлоки, в которых объясняется: «Когда демоны беспокоят мать-землю, Притхиви-деви, она принимает форму матери-коровы, идет к полубогам и молит, чтобы они спасли ее. Тогда все полубоги и полубогини молятся Брахме и вместе с ним приходят на берег Молочного океана Дхира-сумудры, где Господь Вишну отдыхает на Своем ложе Ананта Шеше. Они смиренно молят Господа Вишну: «О, Прабху, пожалуйста проснись и спаси Притхиви-деви. Она наводнена грехом и демоническим влиянием, и не может больше этого терпеть».
Тогда Господь улыбается и перед всеми полубогами и брахманами вытягивает из Своей головы два волоса: белый и черный. Белый волос олицетворяет Баладеву Прабху, а черный - Кришну.
Далее Господь Вишну говорит: «Мой Господин Голока-пати Кришна скоро явится в материальном мире. Он убьет всех демонов и снова установит варнашрама-дхарму».
Кто теперь будет утверждать, что у Господа нет белых волос? Господь Вишну может легко убить всех демонов, подобно тому, как человек может легко вытащить из своей головы седой волос.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Лондон, 15 августа 2014