Вчера был очень особенный, важный день, данда-махотсава лила Рагхунатхи Даса Госвами, выдающегося из числа шести Госвами, прославленного в «Шри Вайшнава-вандане». В «Гаура-ганоддеша-дипике» описывается, что Шрила Рагхунатха Дас Госвами из лилы Махапрабху — это Рати Манджари в кришна-лиле.
Шри Кришнадас Кавирадж Госвами замечательным образом описывает то, как Нитьянанда Прабху пролил милость на Рахгунатху Даса Госвами, дав ему возможность послужить вайшнавам на Чида-дахи Mахотсаве, празднике плющеного риса. «Чида» на санскрите означает «плющеный рис». Шрила Нароттама Дас Тхакур наставляет: «Очень крепко держитесь за лотосные стопы Нитьянанды Прабху, чтобы получить Его беспричинную милость. Когда вы ее получите, тогда достигнете Голоки Вриндаваны и будете служить Божественной Чете Радхи и Кришны, ведь без милости Нитьянанды Прабху никто не может достигнуть чистой преданности Радхе и Кришне».
По наставлению Господа Чайтаньи Махапрабху Рагхунатха Дас Госвами оставался дома, совершая садхану-бхаджан, но его ум всегда был погружен в Махапрабху. Отец Рагхунатхи женил его на привлекательной юной девушке, но тот не был привязан ни к ней, ни к богатствам отца.
Однажды Гуру сказал Рагхунатхе, что он должен встретиться в Панихати с Нитьянандой Прабху. Место, в котором остановился Нитьянанда Прабху, было близко к дому дорогого спутника Чайтаньи Махапрабху Рагхавы Пандита. Когда Рагхунатха Дас Госвами услышал, что Нитьянанда Прабху пришел в Панихати, он смиренно сказал об этом отцу, и тот позволил ему отправиться туда.
Прибыв в Панихати, Рагхунатха Дас Госвами увидел Нитьянанду Прабху, сидящего на берегу Ганги и освещенного солнцем. Его трансцендентное тело излучало ослепительное сияние. Рагхунатха Дас Госвами смиренно зажал травинку между зубами и распростерся перед лотосными стопами Нитьянанды Прабху. Господь Нитьянанда пролил на него Свою милость, силой притянув к Себе и возложив пыль со Своих стоп ему на голову. Он похлопал по плечу Рагхунатху и сладостно с любовью сказал ему: «Ты – вор! Без Моего разрешения хочешь украсть чужую собственность! Я сурово накажу тебя!»
суни ‘прабху кахе, - чора дили дарашана
айа айа, аджи тора кариму дандана
(Чайтанья-чаритамрита, Антья, 6.47)
[Услышав это, Господь Нитьянанда Прабху сказал: «Ты — вор, и теперь ты пришел сюда встретиться со Мной. Подойди, подойди ко Мне. Сегодня Я наконец накажу тебя!»]
Тем самым Нитьянанда Прабху хотел сказать, что Рагхунатха Дас Госвами хочет украсть сокровище Его сердца, Чайтанью Махапрабху.
Рагхунатха Дас Госвами очень смиренно ответил: «Какое же наказание Ты назначишь мне?» Нитьянанда Прабху сказал:
дадхи, чида бхакшана караха мора гане
суни ’анандита хаила рагхунатха мане
(Чайтанья-чаритамрита, Антья, 6.51)
[«Сегодня ты должен устроить пир с плющеным рисом, молоком, йогуртом, сахаром, бананами и другими угощениями. Это твое наказание». ]
Рагхунатха Дас Госвами очень обрадовался и подумал: «Я должен послужить вайшнавам, ведь без служения им никто не может достичь шуддха-бхакти».
Чайтанья Махапрабху говорил: «Каждый день повторяйте святое имя и служите чистым вайшнавам, и тогда все препятствия на пути вашего бхакти уйдут из вашего сердца, и вы достигнете чистое преданное служение».
Рагхунатха Дас Госвами послал своих людей в деревню, и они принесли все продукты для пира: плющеный рис, молоко, йогурт, сахар, бананы, сандеш (известную в Бенгалии сладость) и другие продукты. Он позаботился также и о большом количестве горшков, чтобы распространять прасад. Множество людей служило на этом пиру: они мыли рис, помещали его в горячее молоко, затем добавляли йогурт, сахар, самые сладкие бананы чанпа-кала (Я помню, Гурудеву очень нравились такие бананы), топленое масло гхи и камфару.
Нитьянанда Прабху сидел на возвышении, и все преданные окружали Его. Вначале они вручили два особых горшочка в лотосные руки Нитьянанды Прабху. Он закрыл глаза и призвал в медитации Господа Шри Чайтанью. Когда Махапрабху явился там, Он сел очень близко к Нитьянанде. Нитьянанда Прабху смеялся, шутил и кормил сладким рисом Чайтанью Махапрабху, а Чайтанья Махапрабху вкладывал прасад в уста Нитьянанды. Возвышенные преданные, видя эту картину, памятовали о том, как Кришна совершает Свои сладостные лилы во Вриндаване с Его друзьями Субалой, Шридамом и другими.
Нитьянанда Прабху воспевал: «Хари бол! Хари бол! Хари бол!», превознося Чайтанью Махапрабху и Рагхунатху Даса Госвами, и все преданные также пели.
Насколько же милостив Нитьянанда Прабху! Он отдал все остатки Своего прасада Рагхунатхе Дасу Госвами, но тот принял всего чуть-чуть. Затем Рагхунатха Дас Госвами надел прекрасную гирлянду на Нитьянанду Прабху и предложил Ему тамбулу, чем очень порадовал Его. После этого все преданные пришли в расположенный неподалеку дом Рагхавы Пандита и принялись там петь и танцевать.
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада указывает на смысл этой истории. Он говорит, что нужно служить вайшнавам и совершать киртан, потому что без милости вайшнавов и без воспевания мы не сможем получить кришна-прему.
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
Джай Джай Шри Радхе!
Джай Нитьянанда Прабху!
Гаура Премананде!
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Суринам, 19 июня 2016 года