Однажды Нарада Риши увидел крестьянина, который, ходя по кругу, давил горчичные семена. Он сказал ему: «Лучше повторяй рама-наму, святое имя Рамы». Но давильщик масла ответил, что у него нет времени на это, так как он целый день крутит жернов. Тогда Нарада Риши предложил ему повторять святое имя, когда он будет ходить по нужде. Крестьянин согласился: «Хорошо».
Как-то раз, зайдя в джунгли, чтобы справить нужду, он стал повторять святое имя: "Рама, Рама, Рама". В тот момент на ветви дерева сидел Хануман. Он услышал, что кто-то в джунглях повторяет рама-наму. Увидев, чем занят этот человек, который повторяет имя его Господа, Хануман очень разгневался и пнул его в спину. С той же силой, с которой Хануман нанес удар по Раване, сбив с его голов все короны, он пнул того человека, но тот ничего не почувствовал, словно это была щекотка или укус муравья.
Затем Хануман отправился в Айодхью, и когда прибыл туда, то увидел, что Господь Рамачандра лежит в постели, пылая от жара, а мать Сита-деви, Лакшман, Бхарата и Шатругхна служат Его лотосным стопам. Рама сказал: «У меня так болит спина!» Хануман подошел поближе и спросил: «Мой Господь Рама, почему Тебя мучает такая острая боль?» Рамачандра ответил: «Хануман, ты нанес мне сильный удар по спине!» Хануман со слезами на глазах ответил: «Ты же мой Прабху! Как я мог Тебя так ударить?» Рамачандра сказал: «Послушай, Хануман, помнишь, когда тот крестьянин отправился справить нужду, ты очень сильно пнул его в спину? Он в это время повторял святое имя, и поэтому Я был с ним. Ты ведь знаешь, что нет разницы между Мной и Моим именем».
В шастрах приводится доказательство того, что это так и есть:
нама чинтаманих кршнах
чаитанйа-раса-виграхах
пурнах шуддхо нитйа-мукто
’бхиннатван нама-наминох
/ Ч.-ч., Мадхья, 17.133 /
«Святое имя – это трансцендентный, исполняющий желания, драгоценный камень (чинтамани), потому что нет разницы между именем Кришны (намой) и Самим Кришной (нами). Другими словами, святое имя позволяет достичь Шри Кришну, наивысшую цель. Это имя воплощает в себе все трансцендентные вкусы (чаитанйа-раса-виграха). Оно абсолютно чисто и вечно находится на уровне освобождения, потому что никогда не соприкасается с майей».
Рамачандра продолжал: «И это означает, что когда ты пнул в спину давильщика масла, ты пнул самого Меня".
Таким образом, если вы повторяете «Харе, Харе», это означает «Шримати Радхика», то есть Шримати Радхика находится рядом с вами, потому что Ее облик не отличен от Нее самой. «Харе Кришна» означает «Радха и Кришна».
«Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе» означает «Радхе Кришна Радхе Кришна Кришна Кришна Радхе Радхе, Радхе Шьяма Радхе Шьяма Шьяма Шьяма Радхе Радхе». Это югала-нама, то есть парные имена.
Шри Чайтанья Махапрабху сказал, что в эту Кали-югу святые имена обладают необычайным могуществом. Необходимо только следовать четырем принципам и оставить все оскорбления, апарадхи, то есть никогда не критиковать садху, не считать, что имя Кришны тождественно Шиве, не полагать, что Гуру - это обычная личность и всегда думать, что Гурудев не отличен от Шри Хари.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Брянск, 6 апреля 2007