Вопрос: Махарадж, вы говорили, что все привлекаются хари-катхой. Тогда почему, слушая ее, хочется спать?
Шрила Гурудев: Это происходит из-за анартх. В "Мадхурья-кадамбини" Шрила Вишванатха Чакраварти объясняет, что люди подвержены пяти препятствиям для стабильного преданного служения, до тех пор, пока не достигнут стадии ништхи. Эти препятствия носят название лайа, викшепа, апратипати, кашая и расасвада.
Первое из перечисленных препятствий – сонливость (лайа). Она приходит по разным причинам. Например, по причине усталости. Если накануне вы целый день трудились, то, понятное дело, тело испытывает слабость, и вас клонит в сон. Другая причина, по которой может прийти сонливость - это отсутствия интереса к хари-катхе. Когда вы слышите мирские разговоры, то ваши глаза широко раскрываются, и нет даже речи о том, чтобы уснуть. Но стоит вам начать слушать хари-катху, как ваши глаза начинают сужаться и тянет в сон.
Следующее препятствие нестабильного бхаджана – викшепа, рассеянность, порождаемая беспокойством ума. Ваше тело присутствует здесь, но ум в это время путешествует по всему миру без виз, билетов и паспорта. Даже когда вы спите, он летает в облаках. Во сне вы что-то делаете, а когда просыпаетесь, то обнаруживаете себя на кровати.
Далее следует кашая - анартха, связанная со множеством дурных впечатлений из прошлого. Без всякой на то причины вы вдруг начинаете гневаться, завидовать и т.д. Порой вы думаете: «Все! Буду спокойно совершать бхаджан, никому не завидовать!», но ум начинает размышлять о том, что делают другие. Ведь не ваше дело, что они делают, а ум продолжает копаться во всем этом. И затем вы начинаете гневаться. Знаете, почему так происходит? Откуда берется гнев? Кришна говорит в «Бхагавад-гите», что гнев рождается из гуны страсти и ложного эго. Если у вас сильная телесная концепция, то к вам будет приходить вожделение, гнев и зависть. В такие моменты старайтесь думать: «Я – незначительный слуга Кришны», и тогда они будут уходить из вашего сердца.
Следующее препятствие – апратипати, желание наслаждаться материальными чувствами. Например, вы слушаете хари-катху, а из кухни доносится сладкий аромат еды. И вот в своем воображении вы уже наслаждаетесь ее вкусом.
Итак, обусловленная душа всегда сталкивается с этими пятью препятствиями, и они продолжаются вплоть до уровня твердой веры, ништхи. По этой причине Шрила Рагхунатха дас Госвами написал книгу «Шри Манах-шикша». Каждый день вы должны с любовью успокаивать свой ум, прося его не блуждать, а думать о Радхе и Кришне.
Умиротворяйте свой ум, воспевайте святые имена и обращайте внимание только на свои, а не чужие недостатки. Не будьте ситом с сотнями отверстий, которое упрекает иголку в том, что у нее есть одно отверстие. Иначе, ваш ум станет еще более неуправляемым. Слушайте кришна-катху, и постепенно все анартхи оставят ваше сердце.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Киев, 7 августа 2017