Вопрос: Если человек совершает интенсивную духовную практику, могут ли в его сердце проявиться лилы?
Шрила Гурудев: Если сердце уже свободное от анартх, то это возможно. В «Мадхурья-кадамбини» Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что когда приходит ништха, начинается совершение настоящего бхаджана, а до наступления этой стадии он является нестабильным. Анартха-нивритти – это процесс, когда сердце очищается от неблагоприятных вещей, но это не происходит за один час. Анартха-нивритти состоит из пяти стадий: эка-деша-вартхини, баху-деша-вартхини, прайики, пурна и атйантики.
Когда преданный принимает прибежище у лотосных стоп гуру и общается с садху, небольшая часть этих анартх сразу же уходит. Еще десять процентов покидает практикующего на стадии баху-деша-вартхини. Более пятидесяти процентов анартх уходит в процессе садху-санги, бхаджана-крии и ништхи. Практически полное избавление от анартх происходит на стадии асакти, означающей глубокую привязанность. На этой стадии приходит осознание тени своей сварупы.
Когда солнце встает, восточная часть света уже освещена еще до появления светила на горизонте. Таким же образом, когда садхака приходит на уровень асакти, он осознает свою изначальный духовный образ. Продвинувшись до стадии рати, он уже ясно осознает свою сварупу, и у него не остается в этом никаких сомнений. Затем, на стадии бхавы наступает атйантики – абсолютное уничтожение всех анартх. На стадии бхава-даши еще сохраняется возможность того, что садхака падет, потому что майя – необычайно могущественна, но обычно с нее уже не падают.
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур приводит пример с Бхаратой Махараджем, который достиг уровня бхавы, но привязался к олененку и потратил три жизни, чтобы вернуться назад на свою родину. На самом деле, можно сказать, что он не пал, потому что когда Бхакти-деви проявляется в сердце, то невозможно пасть. Бхарата Махарадж просто разыгрывал эту лилу.
Гурудев говорил, что когда садхака находится на уровне ништхи и ручи, он уже не может пасть, потому что эти стадии очень могущественны. Если есть вкус к святому имени, то невозможно привязаться к чему-то другому.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Москва, 11 мая 2013