Возвышенные преданные памятуют ашта-калия-лилу, но мы не квалифицированы. Так что же нам делать? Шрила Джива Госвами объяснил, что существует два типа смараны или упасаны, поклонения:
(1) Сварасики-упасана – спонтанное проявление игр Кришны, которые приходят без всяких усилий со стороны преданного;
(2) Мантра-майи-упасана – воспевание стихов из писаний, которые напоминают преданному об имени, образе, качествах и играх Кришны.
Обычные садхаки, вставшие на духовный путь, могут поклоняться святому имени Господа с помощью мантра-майи-упасаны. Но возвышенные преданные Господа наслаждаются святым именем благодаря сварасики-упасане.
Слово сварасики указывает на непрерывное памятование лил Кришны. Когда в сердце бхакты пробуждается рага, кришна-лила сама собой проявляется в его сердце и течет непрерывным потоком. Такое состояние называется сварасики. Рага указывает на такой голод и тягу к возлюбленному, который является основной причиной полного погружения в объект своей любви.
Сварасики-упасана означает служить Шри Кришне, памятуя ашта-калия-лилу. Те, кто осознал свой изначальный трансцендентный образ, сиддха-деху, погружены в него двадцать четыре часа в сутки, и все лилы Кришны сами собой предстают их взору. Они не имитируют и не воображают – все лилы спонтанно проявляются в их сердцах.
Ашта-калия-лила проявляется возвышенным преданным в соответствии с их трансцендентной формой и конкретной расой, которую они вкушают, и включает в себя следующие игры в течение восьми периодов суток:
(1) нишанта-лила, игры в конце ночи (3:36 – 6:00);
(2) прата-лила, игры на рассвете (6:00 – 8:24);
(3) пурвахна-лила, утренние игры (8:24 – 10:48);
(4) мадхьяхна-лила, полуденные игры (10:48 – 15:36);
(5) апарахна-лила, послеполуденные игры (15:36 – 18:00);
(6) саяхна-лила, игры в сумерки (18:00 – 20:24);
(7) прадоша-лила, вечерние игры (20:24 – 22:48);
(8) накта-лила, полуночные игры (22:48 – 3:36).
Только возвышенные преданные Господа способны памятовать таким образом.
Но что делать обычным преданным, таким как мы? У нас нет знания о нашей сварупе, трансцендентной форме, и мы даже не можем представить, что это такое. Хотя невежественная личность может по глупости сказать: «О, ты Расагулла Манджари», – но это просто плод воображения. В связи с этим Джива Госвами прекрасно объяснил в своих «Сандарбхах», как обычные преданные должны памятовать кришна-катху, кришна-лилы, кришна-наму, рупу (образ) и гуну (качества). Такие преданные могут памятовать о Кришне благодаря мантра-майи-упасане, но сначала нужно ясно понять, что это такое. Это означает, что садхака подбирает некоторые шлоки из «Шримад-Бхагаватам» или из грантх (писаний) наших Госвами, и во время повторения святого имени – Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе – повторяет или памятует эти стихи.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
"Сокровища сердца", 2 глава