Когда Господь нисходит из Своей обители на землю, все Его спутники приходят вместе с Ним. И потому, когда Шри Чайтанья Махапрабху, который есть Сам Господь, явился в этот мир с Голоки Вриндаваны со Своими парикарами (спутниками), с Ним пришел и Гададхара Пандит, являющийся прямым воплощением Шримати Радхики. В своей грантхе «Свапна-виласамрита» Шрила Вишванатха Чакравартипад описывает это нисхождение Шримати Радхарани из Голоки Вриндаваны в Навадвипа-дхаму.
Накануне чайтанья-лилы Кришна сказал Шримати Радхике: «Ты должна отправиться со Мной на землю, только не в женском, а в мужском теле, потому что, когда Я совершал раса-лилу, Шишупала критиковал Меня за это. А сейчас в Кали-югу почти все люди обладают качествами этого демона, поэтому, Ты должна сменить Свои женские одежды на мужские, чтобы совершать со Мной нама-санкиртану».
Когда Кришна во Вриндаване, Он совершает танец раса с гопи на берегу Ямуны, а когда Он в Навадвипа-дхаме, то в образе Чайтаньи Махапрабху Он совершает нама-санкиртану с Гададхарой Пандитом в доме Шриваса Тхакура.
Вечный спутник Гаурасундары Гададхара Пандит родился в Навадвипа-дхаме. Его отца звали Мадхава Мишра, а мать – Ратнавати. Гададхара Пандит пришел приблизительно на два года раньше, чем Нимай. С самого детства у него было столько любви и привязанности к Нимаю, они все время проводили вместе: ели, спали, ходили в школу. На бенгали мы говорим: «Гадай-Гауранга», что означает «Где Гададхара, там и Нимай, а где Нимай – там Гададхара».
Иногда спокойному и молчаливому Гадаю не нравилась беспокойная натура Нимая, и Он избегал Его. Нимай славился тем, что любил поговорить и не оставлял в покое Гададхару. Даже когда Гададхара ложился спать, Нимай продолжал что-то ему рассказывать, и тогда Гадай затыкал уши. Иногда между ними вспыхивали ссоры, но эти ссоры были проявлением божественной любви.
Наши ачарьи вспоминают такую лилу. Однажды маленькие Гададхара и Нимай пришли в лес. Они сидели рядышком на берегу Ганги и вдруг к ним подлетел попугайчик. Гададхара начал учить этого попугайчика повторять имя Гауранги. Птенчик подлетел к Чайтанье Махапрабху и, глядя Ему в глаза, стал твердить: «Гауранга, Гауранга, Гауранга». Тогда Чайтанья Махапрабху сказал ему: «Не повторяй Мое имя. Воспевай: "Гададхара, Гададхара"». Попугайчик защебетал: «Гададхара, Гададхара» и это разозлило Гададхару. Он сказал Нимаю: «Зачем ты учишь эту птицу повторять Мое имя?» Тогда птенчик начал петь: «Гадай Гауранга джая! Гадай Гауранга! Гадай принадлежит Гауранге, а Гауранга принадлежит Гадаю!»
Как-то раз Нимай подкараулил Гададхару, когда тот шел из школы домой. Гададхара заметил Нимая и захотел свернуть, но тот оказался хитрее и перерезал ему путь. Хотя Нимай учился в младших классах, Он очень любил обсуждать темы, которые изучают старшеклассники, и поэтому спросил Гададхару:
– Что ты выучил сегодня в школе?
– Я осваивал логику, но Тебе этого не понять. Ты ведь только начинаешь изучать санскрит.
– Ну хорошо, дай Мне тогда определение слова «мукти» с точки зрения логики.
– Согласно шастрам мукти – это свобода от всех видов беспокойств.
– Нет, Я не удовлетворен этим ответом. Расскажи больше.
– Тот, кто предается лотосным стопам Вишну, является освобожденным.
– Это определение Меня тоже не устраивает.
– Ну тогда скажи Сам! – начал сердиться Гададхара.
– Когда сердце человека очищается, и он постигает свой вечный духовный образ, в котором служит Шри Шри Радхе и Кришне – это является мукти. Таково высшее определение истинного освобождения.
Так они обсуждали возвышенную катху.
Позднее, когда Чайтанья Махапрабху принял санньясу и ушел в Джаганнатха Пури, Его ближайший спутник Гададхара Пандит сделал то же самое, только Чайтанья поселился в Гамбхире, а Гададхара – в Тота-Гопинатхе. Махапрабху пообещал Своей матери, что будет всегда жить в Джаганнатха-пури, и поэтому Гададхара принял кшетра-санньясу, которая предписывала всегда оставаться в одном месте.
У Гададхары была сильная привязанность к Чайтанье Махапрабху. Он был для него всем – отцом и гуру, и поэтому Гададхара всегда следовал Его наставлениям. Однажды Мукунда, лучший киртания Махапрабху, сказал Гададхаре: «Пойдем со мной. В деревню приехал один садху, и мы должны принять его даршан». «Хорошо, но сначала я должен получить разрешение у Нимая».
Когда Нимай согласился, Гададхара отправился получить даршан садху, которого звали Пундарика Видьянидхи. Кто это такой? Это Вришабхану Махарадж из враджа-кришна-лилы. Увидев Пундарику Видьянидхи, ум Гададхары очень обеспокоился: «Что это за садху? Одетый в прекрасные шелковые одежды с идеально уложенными волосами, Он жует орехи бетеля и держит золотую трость».
Махапрабху – сарва-антарьями. Он – Тот, кто знает все, и поэтому Он спросил у Гададхары: «Ты получил даршан садху?» Но тот ничего не ответил, потому что был очень озадачен и все думал: «Что же это за садху такой? Я просто потратил свое время».
Поняв, что происходит в сердце Гададхары, Махапрабху попросил Мукунду снова отвести его туда, где пребывал садху. Прийдя во второй раз, Гададхара увидел, как две девушки обмахивали его чамарами. По просьбе Махапрабху туда также пришел Шривас Тхакур. Он сел за Пундарикой Видьянидхи и процитировал две шлоки из «Шримад-Бхагаватам». Один стих описывал качества Кришны, а второй – Его прекрасный образ. Когда Пундарика Видьянидхи услышал это описание, он скинул с себя одежды, упал и начал кататься по земле. Его аккуратно уложенные волосы растрепались. Он плакал и повторял: «Кришна, Кришна», и все виды экстатических настроений проявились в его теле. Гададхара был поражен, увидев это. Он думал: «Я решил, что этот садху – полный материалист, но теперь я понял, что он – чистый преданный».
Позднее Махапрабху вновь спросил Гададхару: «Ты получил даршан садху?» «О Нимай. Вчера, глядя на Пундарику Видьянидхи, я подумал, что он – закоренелый материалист, но сейчас по Твоей милости я осознал, что он – уттама-уттама-махабхагавата».
Пундарика Видьянидхи был вишая-прая (подобие материалиста), т.е. он выглядел как материалист, но на самом деле был полностью отрешен от всего мирского. Существует также противоположное понятие – вайшнава-прая (подобие вайшнава), которым описывают тех, кто выглядит как вайшнав, но по сути им не является.
Как же стоит правильно получать даршан вайшнава? Надо ощутить его настроение в сердце. И это чувство нельзя имитировать, оно должно прийти само. Иногда люди оскорбляют вайшнавов, не понимая их внешних деяний. Гададхара сказал: «О Нимай, я нанес оскорбление лотосным стопам Пундарики Видьянидхи. Что мне делать?» «Прими у него дикшу, и все твои оскорбления будут тут же нейтрализованы», – ответил Нимай.
Следуя наставлению Махапрабху, Гададхара получил посвящение у Пундарики Видьянидхи.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Санкт-Петербург, 6 мая 2016