Однажды Гуру и его ученик, путешествуя с проповедью, пришли в один край. Гуру отправил ученика на рынок, чтобы тот купил продукты. На рынке ученик увидел, что все продается недорого и по одной цене: килограмм риса, дала, панира... Обрадованный ученик вернулся к учителю с вестью, но тот сказал:
– Давай не будем оставаться в том месте, где все стоит по одной цене, потому что тут не умеют делать различия. Но ученик возразил:
– Нет, Гурудев, Я хочу остаться здесь. Я такой худой, что кости просвечивают, а здесь каждый день буду есть панир и пополнею.
– Ладно, раз не хочешь слушать моего совета, оставайся. Но если вдруг с тобой что-то случится, вспомни обо мне, и я помогу тебе.
Так, Гуру отправился дальше, а ученик остался. Он каждый день ел панир и сильно располнел.
Однажды в сокровищницу царя той страны, где жил ученик, прокрался вор и похитил казну, но стражники не смогли поймать его. По описанию вор был очень толстым, и поэтому стражники схватили ученика и приволокли его к царю. Сколько бы тот не отрицал свою вину, уверяя, что он садху, никто ему не поверил, и было принято решение посадить его на кол. Перед казнью ученику дали право на исполнение его последнего желания, и тут он вспомнил про своего учителя. Когда учитель пришел, ученик сказал:
– О, Гурудев, пожалуйста спаси меня. Я больше не буду пренебрегать твоими наставлениями!
Гурудев нашептал ему на ухо:
– Когда придет палач, я скажу: «Я сяду на кол!», и этого будет достаточно.
– Хорошо, Гурудев.
Настало время казни. Царь скомандовал:
– Посадить вора на кол!
Гурудев выкрикнул:
– Нет! Я сам хочу сесть на кол!
Царь спросил:
– Зачем? Ты же не вор, твой ученик – вор!
Но Гуру продолжал настаивать. Царь удивился и спросил:
– Почему ты так хочешь этого?
– Дело в том, что, когда палач затачивал кол, наступило очень благоприятное время, и, поэтому, тот, кто сядет на него, сразу попадет на райские планеты. А поскольку я старый, то мне самое время отправиться в рай.
Царь подумал: «А, может, лучше я сам отправлюсь на райские планеты? Я не совершал бхаджан, садхану и благочестивую деятельность. Для меня это хороший шанс». Он приказал своим слугам:
– Выкиньте этого Гуру и его ученика! Я сам сяду на кол!
Спасенный ученик и гуру убежали, а царь сел на кол...
Какова мораль этой истории? Шастры говорят, что если где-то ко всему относятся одинаково, где все едино и где все есть брахман, там нет совершенных знаний. Обязательно должна быть дифференциация. А второй вывод из истории таков, что не нужно уподобляться ученику, который не хотел следовать наставлениям своего учителя. Необходимо понять сердце и настроение Гурудева. Как это сделать? Постоянно повторяя святые имена, снова и снова служа гурупада-падме и следуя его указаниям.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Санкт-Петербург, 5 мая 2016