Однажды молодой мужчина со своей подругой сидел у дверей храма, где пребывал Рамануджачарья. Тот мужчина был пьян, с красными глазами и сжимал в руках бутылку со спиртным. Его звали Дханурдхар, он обладал большой физической силой и был очень агрессивным. Храм еще не открылся, но люди уже начали стекаться. Несмотря на то, что Дханурдхар перекрыл вход в храм, никто не смел его беспокоить, потому что он мог просто напасть и покалечить. И все же кто-то пожаловался на него Рамануджачарье, и тот подошел и смиренно заговорил с нарушителем спокойствия:
– О, Дханурдхар, пожалуйста, позволь людям зайти в храм.
– Зачем? Что такого есть в этом храмовом божестве? Кусок камня, не более. Почему люди приходят и поклоняются ему? Лучше пусть получат даршан моей луноликой девушки! Взгляните, какая она красивая, какая у нее улыбка и глаза! Ваше божество молчит, а моя девушка красиво говорит! Вы не можете притронуться к своему божеству, а я обнимаю и целую свою девушку!
– А что ты будешь делать, – сказал Рамануджачарья, – если мое Божество окажется красивее твоей девушки?
– Это невозможно! Но если и так, то я тут же оставлю ее, брошу пить, завяжу со всем плохим и предамся твоим лотосным стопам.
– Хорошо. Повернись и посмотри на Божество.
Рамануджачарья благословил Дханурдхара, положив руку на его голову. Тот повернулся, увидел Божество… и его тело затрепетало, слезы покатились из глаз, и он упал без чувств. Когда через несколько минут Дханурдхар пришел в себя, он снова начал плакать и упал в лотосные стопы Рамануджачарьи:
– Куда же я смотрел? Я думал, что Божество – это всего лишь кусок камня, но теперь я вижу, что Оно духовно!
С того дня Дханурдхар полностью предался лотосным стопам Рамануджачарьи и оставил свою прежнюю жизнь. Гуру сказал ему:
– Ты можешь остаться здесь, но не со своей подругой, а с женой. Соблюдай регулирующие принципы и совершай бхаджан-садхану.
Так Дханурдхар начал служил лотосным стопам Рамануджачарьи. Он каждый день мыл храм, совершал разные виды служения, стал образцовым домохозяином и помогал содержать храм.
Когда Рамануджачарья шел совершать омовение в Ганге, он опирался на плечи своих учеников-брахманов, а когда выходил из нее, то опирался на плечи Дханурдхара. Как-то ученики возразили:
«Гурудев, почему ты так делаешь? Мы же брахманы-брахмачари, а он обычный грихастха, к тому же низкорожденный, пропойца и великий грешник». Но Рамануджачарья не ответил. Он подозвал своего близкого слугу и сказал ему: «Когда мои ученики-брахманы пойдут омываться в Ганге, перепутай их одежду на берегу так, чтобы они не смогли разобраться».
Брахманы вышли из воды, и увидев, что их одежда смешалась, стали спорить между собой: «Ты одел мою одежду!» «Нет, ты одел мою одежду!». Они также били друг друга, а потом пожаловались Рамануджачарье, что их одежда перепутана, но тот снова промолчал.
Однажды Рамануджачарья подозвал своих учеников-брахманов и сказал:
– Послушайте, пока Дханурдхар слушает хари-катху в храме, его жена спит дома одна в столь поздний час. Идите к ним домой и заберите все их деньги.
Ученики подумали: «Зачем Гурудев просит нас воровать? Ведь в писаниях говорится, что нельзя брать чужое. И почему он просит нас обокрасть дом Дханурдхара?»
Как бы то ни было, они не посмели ослушаться Гурудева и пошли выполнять задание. Войдя через заднюю дверь, ученики забрали все накопления Дханурдхара. Его жена не спала, а просто лежала с закрытыми глазами. Кто-то из учеников подумал; «О, у нее столько золотых украшений на руках!», и потихоньку снял их с ее руки. Но на второй руке ничего снять не удалось, потому что женщина спала на ней. Она перевернулась на другой бок, подумав, что со второй руки также захотят снять украшения, но, когда зашевелилась, то все испугались и убежали. Затем ученики пришли в храм и шепотом сказали Рамануджачарье: «Мы все сделали».
Тогда Рамануджачарья сказал: «Дханурдхар, послушай, сейчас полночь, твоя жена одна, возвращайся-ка ты домой», а ученикам сказал: «Идите и послушайте, о чем они говорят».
Придя домой, Дханурдхар увидел свою жену плачущей. Он спросил:
– Что случилось, почему ты плачешь?
– О, наши духовные братья пришли и все забрали.
– Не беда! Мой дом – это продолжение храма, поэтому все, что они взяли, они взяли в храме. Это милость Гурудева, что мы таким образом смогли послужить ему. Не плачь. Гуру дал – гуру взял.
– Я плачу не от того, что все забрали, а от того, что они не смогли снять браслеты с моей второй руки, и они не пошли на служение Гурудеву.
– Давай мне их. Завтра утром я предложу их Гурудеву.
– Нет! Не известно, будем мы завтра живы или нет. Возьми браслеты и отнеси их сейчас же!
Рамануджачарья снова позвал учеников и сказал:
– Посмотрите! Теперь вы поняли, почему я опираюсь на плечи Дханурдхара, когда выхожу из Ганги? Вчера вы ругались из-за какой-то одежды, разбирались «мое – не мое, хорошее – плохое». А теперь посмотрите на Дханурдхара и его жену, на сколько они предались Гуру и Кришне!»
Что можно вынести из этой истории? Первое: все принадлежит Гуру и Кришне и все создано для Них. Второе: все можно осознать только по милости махатмы. И третье: наша главная цель – не кришна-пуджа, а гуру-пуджа.
Что такое пуджа? Это удовлетворение Гуру через служение. Прежде всего поклоняйтесь Гуру и старайтесь удовлетворить его. Если он будет доволен вами, то и Кришна будет рад.
Шри Шримад БВ Вана Махарадж
Бразилия, 17 января 2018