Иногда я рассказываю эту забавную историю. Как-то один торговец продавал модные наряды недалеко от царского дворца. Он зазывал народ купить товар и для пущего эффекта кричал: «Капор-чапор!» (примечание от переводчика: Индийское выражение «капор-чапор» можно примерно передать на русский язык фразой: «Одежда-шмадежда!»).
Когда царица услышала призывы продавца, она сказала царю: «Пожалуйста, купи у него самые дорогие наряды». Царь преподнес царице купленные вещи, и она спросила: «Я вижу одежду, но где же шмадежда?» Тогда он вернулся к торговцу и потребовал у него шмадежду. Тот пообещал принести ее на следующий день и обеспокоенный вернулся домой. Он не знал, что преподнести царю, но его жена, очень разумная женщина, сказала: «О, мой муж, не беспокойся. Царь с царицей очень глупые, поэтому и потребовали с тебя шмадежду. Послушай мой совет: завтра принеси царю пустой сундук, скажи, что внутри него лежит шмадежда, которая стоит еще дороже предыдущего наряда и прибавишь, что ее сможет увидеть только тот, кого родила очень целомудренная женщина».
На следующее утро торговец прибыл во дворец, где уже собрались все заинтригованные министры и приближенные царя. Он объявил: «Я буду показывать шмадежду всем по очереди, но ее увидит только тот, чья мать – целомудренная женщина», и начал медленно открывать сундук.
Озадаченные министры не хотели быть уличенными в том, что их матери не целомудренные, и, вглядываясь в пустоту, говорили: «Ах, как красиво!» Затем настала очередь царя, который как ни всматривался, ничего не мог разглядеть, но боясь осуждения собравшихся, воскликнул: «Какая красота!» А после пришла царица. Она также начала восхищаться несуществующей одеждой. Торговец закрыл сундук и вручил царю, который не знал, что делать с приобретением, но все же сказал царице: «Твои наряды всегда безупречны. Вот и сегодня я прошу тебя одеть эту прекрасную шмадежду». Царица ответила: «Нет-нет, она очень дорогая. Я одену ее в другой раз, а пока буду держать в потайном месте».
Что напоминает эта история? Министры и цари из нее подобны тем, кто утверждает, что Господа не существует, что у Него нет формы или что Его бесформенный аспект выше Его образа. Но если бы у Бхагавана не было формы, то, как можно было бы на Него медитировать?
Если кто-то не видит Всевышнего, это его недостаток. Можно привести такой пример: топленое масло находится внутри молока, нужен лишь определенный процесс, чтобы извлечь его оттуда, и факт существования топленого масла не изменится от того, видим мы его или нет. Таким же образом Господь пребывает повсюду, Он обладает не материальным, а всецело трансцендентным обликом, что многократно доказывают наши писания.
Если вы хотите увидеть Господа, то, как и в случае с топленым маслом, понадобится определенный процесс. Этот процесс называется бхаджаном и садханой, постоянное совершение которых позволит пройти все стадии духовного развития, начиная от шраддхи и кончая премой.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Бразилия, 16 июля 2016 года (утро)