Шрила Вишнаватха Чакравартипад уподобляет семейную жизнь очень глубокому и темному безводному колодцу. Это сравнение хорошо иллюстрирует следующая история.
Однажды в лесу за охотником погнался тигр. Тот бросился наутек и наконец нашел укрытие – глубокий, темный, сухой колодец. Поперек него лежала ветвь дерева, за которую и ухватился охотник. Пока тигр неусыпно дожидался своей жертвы, охотник в поисках спасения заглянул вглубь колодца, и увидел там кобру с огромным капюшоном, которая шипела и вилась вверх. Затем к своему ужасу охотник заметил, что ветвь, на которой он висел, подтачивают зубами черная и белая крысы.
Он начал думать: «Что же мне делать? Если я вскарабкаюсь наверх – меня съест тигр, но, если останусь висеть – укусит кобра». И тут он увидел над собой улей, с которого стекал мед. Охотник просиял: «Мне обязательно нужно попробовать этот мед!» Он высунул язык, чтобы поймать хотя бы немного, но первая капля упала мимо, а вторая угодила ему в нос. «О, я должен обязательно попробовать следующую каплю!», – подумал охотник, но она упала ему на подбородок. «Ну четвертую-то каплю я точно заглотну!» – сказал упрямец и изо всех сил высунул язык, стараясь поймать ее, но тут на него набросились пчелы и стали больно жалить его. Он не мог отогнать их, поскольку держался руками за ветвь и, испытывая боль, продолжал мечтать о меде.
Теперь попытайтесь понять всю важность этой истории. Тигр и кобра – олицетворение смерти. Черная и белая крысы, подгрызающие ветвь – это ночь и день, которые постоянно уменьшают продолжительность нашей жизни. Детство и юность уже не вернуть, все мы отправляемся к океану смерти, мритья-сагара. Улей – это наша любовь к членам своей семьи, жене, детям, вещам, богатству, и т.д. Но не так-то просто получить любовь. Мы как ослы несем тяжелый груз на плечах, но члены семьи любят нас лишь из-за денег и привлекательности. Жалящие пчелы – это наши анартхи, а мед – желание наслаждаться.
Шукадева Госвамипад сказал царю Парикшиту:
лабдхва су-дурлабхам идам баху-самбхаванте
мануoйам артха-дам анитйам апиха дхирах
турнам йатета на патед ану-мртйу йаван
нихрейасайа виoайах кхалу сарватах сйат
(Шримад-Бхагаватам, 11.9.29)
[«Человеческая жизнь предназначена для духовного совершенствования, а не для чувственных наслаждений».]
Так что же делать? Как выбраться из глубокого дремучего колодца? Необходимо отправиться во Вриндаван, предаться гуру, совершать садхану, слушать хари-катху и повторять святые имена.
Шри Шримад БВ Вана Махарадж
Филиппины, 9 сентября 2017