У одного царя был советник, у которого была такая глубокая вера в Господа, что он постоянно повторял: «Господь – наш вечный доброжелатель!» Этот советник всегда был очень спокойным и умиротворенным, а царь, напротив, обладал горячим нравом. Тем не менее, такие разные, они были друзьями.
Однажды царь позвал советника с собой на охоту в лес. В сопровождении небольшой армии они отправились в путь. Царь оседлал прекрасного вороного коня, а советник – гнедого. Первым скакал царь, а за ним все остальные. Оказавшись в лесу, он поскакал по узкой тропинке, но тут на его пути возникла кобра. Расправив клобук, она угрожающе зашипела и готова была броситься на царя, как вдруг конь резко скакнул, и царь, слетев с него, упал прямо перед змеей, которая тут же ужалила его в мизинец и уползла. Понимая, что яд может попасть в кровоток, царь отсек себе палец. Сильная боль пронзила его руку, и кровь хлынула из нее. Советник бросился к царю и перевязал ему рану своей одеждой. Он по обыкновению повторил: «Господь – наш вечный доброжелатель».
Услышав это, царь разгневался и дал ему пощечину: «Что ты говоришь, глупец! Меня укусила змея, я лишился пальца, а ты все твердишь, что Господь – наш вечный доброжелатель! Воины, бросьте его в темницу и возвращайтесь в город! Дальше я поеду один!»
Царь продолжил путь. Когда он оказался в гуще леса, на него неожиданно напали разбойники. Они связали его по рукам и ногам и понесли как зверя: «О, царь! Ты такой удачливый! Сейчас мы пожертвуем тебя богине Кали, и она будет пить твою королевскую кровь!» Придя к большому храму богини Кали, разбойники подвели царя к алтарю, нарядили в красные одежды и повесили ему на шею гирлянду из алых цветов. Голову царя положили на эшафот и занесли над ней топор, но вдруг один из бандитов закричал: «Остановитесь! Он не полноценный! Оказывается, у него нет пальца на одной руке. Если мы предложим богине Кали этого увечного, она будет недовольна». И так, они выкинули пленника из храма.
Оказавшись на свободе, царь немедленно вскочил на коня и поскакал в темницу к советнику. Освободив его, царь сказал ему:
– Твои слова о том, что Господь наш вечный доброжелатель – правда. Я остался жив благодаря тому, что отрубил себе палец. Только сейчас я осознал, что ты был прав. О, мой советник, я понял, что ты – мой лучший друг! Прости меня, пожалуйста, за то, что я оскорбил тебя и в глубоком невежестве бросил в темницу!
– О, царь, – ответил советник, – это заточение было мне на благо, потому что Господь – наш вечный доброжелатель.
– О, царь, – ответил советник, – это заточение было мне на благо, потому что Господь – наш вечный доброжелатель.
– Как же так? – удивился царь. – Как Господь может быть твоим доброжелателем, если я унизил тебя и заточил здесь?
Советник улыбнулся: «Послушай! Ты утратил палец и стал неполноценным, но я и твои воины – целые! Если бы ты не бросил меня в темницу и не отправил своих воинов назад, все мы стали бы жертвами богини Кали!»
Итак, в чем мораль этой истории? Если что-то случилось в нашей жизни, мы должны всегда помнить, что Господь – наш вечный доброжелатель. Если мы будем так думать, то наша жизнь всегда будет успешной и счастливой, потому что Кришна знает, что хорошо, а что плохо. Что бы ни случилось в нашей жизни – счастье или страдания – мы всегда должны понимать, что это произошло по желанию Господа.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Брянск, 7 апреля 2007