Однажды Гурудев пришел в дом своего ученика. Тот был большим скрягой и не тратил ни копейки на вайшнавов и гуру. Он принял дикшу у Гурудева, но никогда не служил ему. Гуру было известно, что его ученик – непомерный скупец, не желающий служить, и потому он сказал ему: «Послушай, я пришел в твой дом, но прасад принимать не буду. Можешь ничего не готовить. Я не буду есть. Только отдохну, а завтра утром отправлюсь дальше».
Гурудев оставил всю свою поклажу в доме, и отправился к реке принять омовение. Через час-другой, завершив повторение гаятри-мантр, он вернулся в дом ученика. Там его встретил сладкий запах, исходящий от риса басмати и многих других блюд.
Гуру сказал: «Я же говорил, что сегодня вечером не буду принимать прасад. Зачем ты приготовил все это?»
«Гурудев, все принадлежит Вам, но Ваши лотосные стопы - мои», - ответил ученик
- О Гурудев! Все, кроме Ваших лотосных стоп, принадлежит Вам. Пожалуйста, примите прасад, предложенный Божествам!
Вновь и вновь ученик повторял это Гурудеву. Тогда тот принял прасад, но в голове у него вертелось: «Как этот скупец смог приготовить так много блюд?»
На следующее утро Гуру взял свои вещи и отправился в путь. Накануне вечером он получил от ученика 100 рупий дакшины, но сомнения не покидали его: «Как так? Мой ученик, который никогда не давал никому ни гроша, вдруг дал мне столько денег! Должно быть, с ним что-то случилось». Не веря в происходящее, он опустил руку в карман, пытаясь нащупать деньги, но там их не было! Тогда Гуру смекнул: «Вчера, пока я ходил на реку, он взял все мои деньги и потратил их на пир. Приговаривая: "О, Гурудев, все принадлежит Вам", он не постеснялся дать мне сдачи с моих же денег! Я проучу этого хитреца!»
Он подошел к ученику:
— Эй, кому принадлежит все в этом доме?
— Вам, - услышал Гуру, - но Ваши лотосные стопы - мои!
— Хорошо. А этот телевизор мой?
— Да, он ваш. Берите все, что хотите, но Ваши лотосные стопы - мои!!
Тогда Гурудев подозвал лодочника и погрузил все имущество ученика в лодку. Тут жена ученика, не выдержав, набросилась на мужа: «Эй, ты чего? Зачем ты отдал все Гурудеву? Как нам теперь жить?»
— Не волнуйся, - сказал муж, - все это вернется.
— Как? Он ведь уже погрузил все в лодку.
— Принеси мне большой нож.
— Зачем? Ты хочешь убить Гурудева?
— Нет, не волнуйся. Я не буду его убивать.
Ученик схватил Гурудева за стопы и повторил свою любимую мантру: «Гурудев, забирайте все, но Ваши лотосные стопы — мои! Я должен поклоняться им каждый день! Я не смогу жить без них!». Он занес нож над стопами Учителя, и тот понял, что его ученик окончательно спятил...
Что можно вынести из этой истории? Многие ученики совершают так называемое «губное» служение, служение на словах. Такие притворщики называются капата севаками. Мы не должны быть такими. Ученик должен быть совершенным. Его слова не должны расходиться с тем, что происходит на сердце.
Многие ученики любят повторять: «Гурудев, все принадлежит вам, но Ваши лотосные стопы пронадлежат мне». Это двуличие. Шрила Бхактивинод Тхакур говорит: «Сердце должно быть одинаковым внутри и снаружи. Не должно быть никакого двуличия. Я всегда должен почитать других и никогда не стремиться к собственной славе и почести».
Если что-то приходит к вам, пусть даже гирлянда, сразу предлагайте ее Гуру и Кришне. Все предлагайте Им. Так надлежит поступать.
Шри Шримад БВ Вана Махарадж,
Москва, 22 апреля 2011