По беспричинной милости Гуру и Гауранги мы совершаем Гирирадж Говардхан парикраму. Я бы хотел сказать несколько слов о Гирирадже Говардхане. Гири означает «гора», радж означает «царь», т.е. Гирирадж – это царь всех гор. Он преисполнен бхакти к Божественной Чете Шри Шри Радха-Кришны и по этой причине носит такое название. Почему мы говорим радж? Потому что тот, у кого есть божественная любовь к Кришне, является раджем. Поэтому в нашем вайшнавском этикете бытует обращение махарадж.
В «Шримад-Бхагаватам» описываются три харидаса, три преданных Господа. Первый – это Юдхиштхира Махарадж, второй – Уддхава и третий – Гирирадж Говардхан. Юдхиштхира Махарадж без остатка предался лотосным стопам Кришны. Поэтому в «Шримад-Бхагаватам» высоко прославляются Пандавы, и в особенности царь Юдхиштхира. Второй харидас, Уддхава – это очень дорогой и близкий друг Кришны, которого Он отправляет во Врадж. В «Шримад-Бхагаватам» Шукадева Госвамипад замечательным образом повествует о том, как Кришна сказал Уддхаве: «О, Уддхава, ты должен отправиться во Врадж и передать Мое послание враджаваси, которые страдают от разлуки со Мной. Пожалуйста, успокой их, и передай Мое послание матери Яшоде, отцу Нанде и враджа-гопи».
В «Шримад-Бхагаватам» описываются три харидаса, три преданных Господа. Первый – это Юдхиштхира Махарадж, второй – Уддхава и третий – Гирирадж Говардхан. Юдхиштхира Махарадж без остатка предался лотосным стопам Кришны. Поэтому в «Шримад-Бхагаватам» высоко прославляются Пандавы, и в особенности царь Юдхиштхира. Второй харидас, Уддхава – это очень дорогой и близкий друг Кришны, которого Он отправляет во Врадж. В «Шримад-Бхагаватам» Шукадева Госвамипад замечательным образом повествует о том, как Кришна сказал Уддхаве: «О, Уддхава, ты должен отправиться во Врадж и передать Мое послание враджаваси, которые страдают от разлуки со Мной. Пожалуйста, успокой их, и передай Мое послание матери Яшоде, отцу Нанде и враджа-гопи».
Так, Уддхава прибыл во Врадж и увидел любовь враджаваси к Кришне. Он также стал свидетелем премы Шримати Радхики и был поражен ею. Вновь и вновь Уддхава склонялся перед Радхарани и цитировал шесть шлок, в которых славил Ее и остальных гопи. Он захотел стать травинкой во Вриндаване и обрести мельчайшую крупицу пыли со стоп Шримати Радхики. Вновь и вновь преклоняясь перед Радхарани, он славил Ее в стихах.
Итак, Уддхава – это второй харидас. Но есть еще и харидас-варья, то есть высочайший слуга господа Хари, и это Гирирадж Говардхан. Шримати Радхика прославляет то, как он служит Кришне с помощью своих тела, ума и речи.
Гурудев сказал, что Говардхан желает служить Кришне в облике камня. Почему именно камня? Потому что в таком виде он может оказывать самое разнообразное служение. Например, он создает удивительные пещеры, в которых Радха и Кришна являют Свои наисладчайшие любовные игры.
прамада-мадана лила кандаре кандаре те
рачайати нава-йунор двандвам асминн амандам
ити кила каланартхам лагнакас тад-двайор ме
ниджа-никата-нивасам дехи говардхана твам
(Шри Говардхана-васа-прартхана-дашака,
Шрила Рагхунатха дас Госвами)
[«О Говардхан! Прошу тебя, позволь мне поселиться у твоего склона, чтобы я мог всегда лицезреть Шри Шри Радху и Кришну и служить этим двум юным влюбленным, когда Они, совершенно опьянев от нектара премы, предаются все новым сокровенным любовным играм в твоих пещерах. Одним своим присутствием Ты исполняешь все Их желания».]
В этом стихе Шрила Рагхунатха дас Госвами прославляет Гирирадж Говардхан. Кришна поднял его подобно зонтику, под которым укрылись все враджаваси. Таково служение Гирирадж Говардхана. Кришна, гопи, Шримати Радхика совершают в нем множество любовных лил в настроении мадхурьи. Что такое кандарпа-лилы? Это очень сокровенные любовные игры Божественной Четы. Кандаре означает пещеры Гирирадж Говардхана, в которых Шри Шри Радха и Кришна совершают множество прекрасных лил, а Гирирадж Говардхан является тому свидетелем. Веды, Шрути, Упанишады жаждут узреть эти лилы. По этой причине Шрила Вишванатха Чакравартипад возвеличивает их.
На самом деле Гирирадж Говардхан имеет вечный духовный женский облик, потому что только женщина может лицезреть сокровенные лилы Божественной Четы. Гирирадж Говардхан проявился из ума Шримати Радхики, поскольку все виды кандарп, т.е трансцендентного вожделения, исходят из ума. Шримати Радхика хотела явить в Говардхане Свои сладостные игры с Кришной, и поэтому Гирирадж Говардхан проявился в женском облике. Что значит женский облик? Это мадхурья-раса, настроение возлюбленных. Поэтому Он является сакхи, подругой. Гурудев говорил, что настроение Гирирадж Говардхана – это мадхурья-бхава, потому что без этого невозможно обрести подобное служение. Он опирался на следующую шлоку:
прамада-мадана-лилахкандаре кандаре те
раcайати нава-йунор двандвам асминн-амандам
ити кила каланартхам лагна-кас тад-двайор ме
ниджа-никата-нивасам дехи говардхана! Твам
(Шри Говардхана-васа-прартхана-дашака,
Шрила Рагхунатха дас Госвами)
[«О Говардхан, пожалуйста, позволь мне жить у твоего подножия, ведь тогда я смогу видеть, как юная Божественная чета наслаждается любовными играми в твоих пещерах». ]
Шрила Рагхунатха дас Госвами прославляет Гирирадж Говардхан. Я также нашел один удивительный стих, который описывает чаран-чихна, лотосные отпечатки стоп Шримати Радхики. У Нее на стопах есть 19 символов: 11 на левой стопе и 8 на правой. Первый знак на правой стопе Радхарани – знак шакти. Этот знак означает, что Она дарует все виды энергий. Второй знак – гада, палица. Если вы будете держать в мыслях этот знак Шримати Радхики, то избавитесь от всех страхов. Третий знак – веди, сиденье без спинки, символизирующий то, что все Веды исходят из лотосных стоп Шримати Радхики. Далее следует знак колесницы. Памятуя о нем, вы достигнете Голоки Вриндаваны. И также на лотосных стопах Шримати Радхики красуется знак рыбы. Если вы будете помнить о нем, тогда все виды чистоты проявятся в вашем сердце. А если вы будете размышлять о кундале, знаке сережки на лотосных стопах Радхарани, тогда о вас будет идти лишь добрая молва. Седьмой знак – Говардхан парват. Санатана Госвамипад объясняет: «Если вы будете предаваться раздумьям о Говардхана парвате, тогда все виды рас, трансцендентных вкусов, проявятся в вашем сердце» Восьмой знак – шанкха, раковина. Сосредоточившись на нем, вы сможете победить всех своих врагов.
Итак, Гирирадж Говардхан служит Кришне, Шримати Радхике и гопи. Я хочу вкратце описать то, как он проявился в этом материальном мире. В Трета-югу Господь Рамачандра собирался построить мост через океан, чтобы добраться до Ланки и вызволить Ситу из заточения в царстве Раваны. Для строительства моста Хануман принес множество огромных камней. Когда мост был уже почти закончен, и Хануман нес последний камень, который он взял с Гималаев, Господь Рамачандра сказал, что строительство закончено. Тогда Хануман отложил последний камень. Этим камнем был Гирирадж Говардхан. Он почувствовал огромную боль разлуки с Господом Рамачандрой и подумал: «Увы, я не могу служить моему Господу Рамачандре!» И Рамачандра сказал: «О Гирирадж, не беспокойся! После Моей рама-лилы в Двапара-югу Я проявлюсь в облике Кришны и явлю сладостные любовные игры в твоих пещерах». Как видим, Гирирадж Говардхан пребывает здесь со времен Трета-юги.
Есть еще другая лила, которая также очень сладостна. В Каши жил один мудрец, которого звали Пуластья Риши. Он был закоренелым атеистом и последователем философии Шанкары. Однажды этот мудрец пришел на север Дрона-парват. Гора Дрона или Дроначал был его учеником. Пуластья Риши прожил у горы несколько дней и затем сказал, что ему нужно возвращаться в свой ашрам в Каши. В ведической культуре принято, что, если садху приходит в ваш дом, вы должны дать ему какое-то пожертвование. Поэтому Дрона спросил мудреца: «Как я могу послужить тебе? Какое пожертвование тебе дать?» Тот ответил: «Мне ничего не надо» Но Дрона сказал: «Нет, я хочу тебе послужить. Какое у тебя желание в сердце?» Тогда Пуластья Риши сказал: «Я уже стар. Мне нужен слуга. Если хочешь, отдай мне своего сына Гирираджа (Гирирадж тогда был маленьким мальчиком). Может, он сможет носить мое одеяло и лоту. Я стар и не справляюсь. Твой сын мог бы помогать мне». Сердце Дроны сжалось от этих слов, и он подумал: «Как же я отдам своего сына?»
Это похоже на тот случай, когда Вишвамитра пришел в дом Дашаратхи и сказал: «Мне нужны два твоих сына – Рама и Лакшман. В моем ашраме появилась демоница-ракшаси Тарака. Она нас очень беспокоит. Отдай мне своих сыновей, и пусть Они сразятся с ней». Сердце Дашаратхи Махараджа дрогнуло. Он не смог отдать Вишвамитре своих любимых сыновей и вместо них отдал Бхарату и Шатругхну. Когда Вишвамитра пошел с юношами в ашрам, он обратился к ним: «Если мы пойдем напрямую, тогда на пути нам попадется множество устрашающих демонов. А если отправимся в окружную, то никого не встретим. Какой путь вы выбираете?» Братья сказали: «Зачем нам рисковать и идти напрямую? Пойдем в окружную». Тогда Вишвамитра понял, что это были не Рама и Лакшман, и что Дашаратха Махарадж обманул его. Он вернулся к царю и сказал: «Мне нужны Рама и Лакшман». Сердце отца, которому были очень дороги эти сыновья, снова заколотилось, но все же он отдал их Вишвамитре. Мудрец задал тот же вопрос Раме и Лакшману: «Какой путь вы выберете: напрямик или в окружную? Если пойдем прямо, то встретим множество демонов, в особенности устрашающую Тараку. На длином же пути нас никто не побеспокоит». Братья тут же сказали: «Мы пойдем прямым путем и убьем всех демонов!» Так Вишвамитра убедился, что перед ним были Рама и Лакшман.
Итак, когда Пуластья Риши попросил у Дроны сына, тот подумал: «Как же я отдам ему сына? Что же делать? Раз Гуру просит – я обязан дать». Но Гирирадж очень разумный. Он не хотел идти с Пуластьей Риши, потому что тот был гуру майавади. Шастры говорят, что мы не должны общаться с майавади. Они оскорбители. А Гирирадж Говардхан с самого детства был чистым преданным Господа, поэтому он не хотел идти с Пуластьей Риши и стал с ним спорить. Он сказал: «Гурудев, я пойду с тобой, но у меня есть два условия. Если ты будешь нести меня на своей руке, тогда я пойду с тобой».
«О, это же пустяк, – ответил мудрец: Я – йоги, и обладаю мистической силой, с помощью которой смогу легко тебя нести. А каково второе условие?»
«Ты можешь меня нести, –сказал Гирирадж, – но, если по пути ты почувствуешь нужду, тогда тебе придется опустить меня на землю. И после этого я уже не сдвинусь с места».
Пуластья Риши сказал: «Сущая ерунда. Я – йоги, контролирующий свои чувства. За пару секунд я проделаю весь путь». И когда они оказались у места во Враджа-мандале, Гирирадж Говардхан взмолился Господу Кришне: «О, Господь, спаси меня! Я не хочу идти с этим майавади и слушать ахам брахмасми». Тогда Господь Кришна сказал: «Гирирадж, не волнуйся, Я все устрою для тебя». Тут проявилась Йогамайя и сделала так, что Пуластья Риши почувствовал очень сильные позывы справить малую нужду. Поэтому он остановился и опустил на землю Гирираджа Говардхана. Шастры описывают, что его мочеиспускание длилось тысячу лет. И после этого он сказал: «Гирирадж Говардхан, взбирайся ко мне на руку». А тот сказал: «Я не могу, потому что мы договорились: если ты меня опустишь, я больше не сдвинусь». Тогда Пуластья Риши начал ругать его: «Эй, я твой Гуру! Ты не слушаешь моих наставлений! Сейчас я прокляну тебя! Ты останешься здесь, но каждый день будешь уходить под землю на одно горчичное зерно. И когда Кали-юга закончится, ты окончательно пропадешь в земле».
В наших писаниях объясняется, что в конце эпохи Кали не будет ни Ямуны-деви, ни Гирирадж Говардхана, ни вайшнавов, ни шуддха-бхакти. Вы не сможете найти ни одного чистого преданного, Ямуна-деви полностью высохнет, Гирирадж Говардхан уйдет под землю и Туласи-деви также исчезнет. Поэтому Гирирадж Говардхан сказал: «Ничего страшного, если я день за днем буду уходить под землю. Зато я не пойду с тобой. Я хочу остаться во Врадже и служить Божественной чете Шри Шри Радхи-Кришны». По этой причине Гирирадж Говардхан присутствует здесь.
У Шри Чайтаньи Махапрабху также была Гирираджа-шила. Он получил ее от санньяси-майавади. Господь Чайтанья на протяжении нескольких лет служил Гирираджу Говардхану. Понимаете? Сам Махапрабху служил ему! В отличие от служения шалаграма-шиле и Нараяне, служение Гирираджу Говардхану очень простое. Он очень милостивый. Махапрабху служил ему Своими слезами и предлагал листья Туласи. Иногда Он предлагал Гирираджу каджи – сладость, которую преподносят Джаганнатхе. Через несколько лет Гауранга передал Гирираджа-шилу Рагхунатхе дасу Госвами. Как-то во Вриндаване мы посещали храм Радха-Гокулананда и видели там эту шилу. Она очень маленькая. В тех местах, где Махапрабху держал ее двумя пальцами, она растаяла, получив отпечатки Его лотосных пальцев. Шриман Махапрабху сказал Рагхунатхе дасу Госвами: «Каждый день ты должен предлагать Гирираджу Говардхану восемь листиков Туласи и воду Ганги». Он также передал ему гунджа-малу, гирлянду из красно-черных плодов дерева гунджа и сказал: «Ты должен медитировать на то, что Гирирадж Говардхан – это Кришна, а гунджа-мала – Шримати Радхика». Таким образом, Рагхунатха дас Госвами служил Гирираджу Говардхану.
Махапрабху дает нам наставление не находиться долго во Вриндаване. Почему? Чтобы к нам не пришли материальные концепции. Также нельзя наступать на шилы Гирираджа Говардхана. Вы видели на его вершине Божество Гопала? Это Божество было проявлено Мадхавендрой Пурипадом. Сегодня мы посетили Санкаршана-кунду, и там вы слышали об этом. А сейчас этот Гопал находится в Мадхадваре.
Итак, наставление Господа Шри Чайтаньи Махапрабху состоит в том, чтобы не оставаться долго во Вриндаване. Потому что, если ум не тверд, он будет метаться и задаваться вопросом: «Почему враджаваси делают так?» Вы будете искать в них недостатки. Санатана Госвамипад также учит нас на следующем примере. Однажды он отправлялся собирать мадхукари из дома брахмани, и увидел, как она служила Божеству Мадан-Мохану. Что она делала? Одним концом палочки женщина чистила зубы, а другим размешивала кичри для Божества. Санатана Госвамипад сказал: «Нет, надо служить Кришне как следует. Ты должна принять омовение и сделать все по правилам поклонения». Когда на следующий день женщина стала выполнять все требования, Божество разрыдалось. Тогда Санатана Госвамипад сказал: «Хорошо. Ты можешь не следовать правилам». Он увидел, что Тхакурджи с радостью принимает ее естественное служение.
Обусловленные души склонны к неправильному пониманию и могут плохо подумать о враджаваси. Поэтому, приезжайте во Вриндаван, но не оставайтесь в нем надолго. А если отправитесь к Гирираджу Говардхану, то не становитесь на него своими ногами, ибо он неотличен от Кришны. Здесь может возникнуть вопрос: Кем является Гирирадж Говардхан? Севья-таттвой или севака-таттвой? Он тот, кому нужно поклоняться, или тот, кто служит сам? Обсудим этот вопрос с двух точек зрения. С позиции таттва-даршаны Гирирадж Говардхан является поклоняемым Божеством. Он – севья-таттва, потому что неотличен от Кришны. Господь Чайтанья Махапрабху поклоняется Ему как Кришне. Но согласно раса-даршане, Гирирадж Говардхан – севак. В «Шримад-Бхагаватам» про него сказано, что он – харидас-варья, то есть высочайший слуга Господа Хари. А какая таттва превыше? Раса-таттва. И поэтому Гаудия-вайшнавы служат Гирираджу Говардхану как слуге. Никогда не забывайте, что Гирирадж Говардхан – это высочайший слуга Кришны.
Гирирадж Говардхан ки джай!!! Джай джай Шри Радхе!!! Гаура-премананде!
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Гирирадж Говардхан ки джай!!! Джай джай Шри Радхе!!! Гаура-премананде!
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Говардхан, 18 октября 2017