Сегодня уже было рассказано о том, как Кришна похитил одежды враджа-гопи. В то время Ему было всего шесть лет. Когда Кришне было семь лет, Он поднял Гирирадж Говардхан, в восемь лет Он совершил раса-лилу, а ближе к одиннадцати годам покинул Врадж и отправился в Матхуру.
Шрила Джива Госвами дает объяснение каждому из возрастов Кришны в соответствии с лилами, которые Он совершал в тот период. Когда Кришна похитил одежду враджа-гопи, некоторым из них было всего два, три или четыре года. Каким образом вожделение могло проснуться в сердцах этих маленьких девочек? Шри Бхагаван желал насладиться этими сладчайшими играми. В той лиле, что свершилась на берегу, когда Кришна украл одежды гопи, Он хотел проявить Свою родительскую любовь. Господь являет эту нарават-лилу, в которой ведет Себя совсем как человек.
Когда мы слушаем об этих играх из лотосных уст Вайшнавов, раса-лила является нам в высшей степени возвышенной и удивительной. До тех пор, пока из сердца того, кто слушает эти сокровенные истории, связанные с танцем раса Кришны, не уйдет вожделение, он не станет достаточно квалифицированным для того, чтобы прикоснуться к славе Его деяний.
Вначале нужно очиститься, освободиться от вожделения в сердце. Сам Шри Бхагаван в «Шримад-Бхагаватам» говорит о том, что деваты (полубоги), находящиеся под руководством Брахмы, а также Шиваджи и даже Нарада не смогли совладать с вожделением. Брахма устремился за собственной дочерью Сарасвати, а Шиваджи впал в иллюзию, увидев прекрасный образ Мохини. Почему? Потому, что их сердца пронзили стрелы бога любви Купидона.
Шри Бхагаван объясняет нам, как сахдака может победить вожделение. Что произойдет с тем, кто полностью погружен в повествования о сладчайших лилах Кришны? Постепенно его вожделение начнет уходить. Кришна приводит такой пример: «Если посадить в почву поджаренные семена, они никогда не прорастут». Семена вожделения в сердце садхаки находятся словно в поджаренном состоянии, и, если он слушает хари-катху из лотосных уст Вайшнавов, эти семена уже никогда не прорастут.
Преданный также имеет каму (вожделение), но она выражается в желании встретиться с Кришной и в стремлении понять, как можно получить общение с Ним. Подобно тому, как человек, имеющий материалистическое мировоззрение, испытывает большое вожделение, и потому его сердце постоянно погружено в это настроение, точно так же и садхака должен быть погружен в особое настроение трансцендентного вожделения, или, иными словами, в желание обрести конечную цель нашей духовной практики - кришна-прему.
Шри Шримад БВ Вана Госвами Махарадж
Чир-гхат, 13 октября 2017